Соединённые Штаты Америки XV. Музыка

Большая Советская Энциклопедия. Статьи для написания рефератов, курсовых работ, научные статьи, биографии, очерки, аннотации, описания.


А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я 1 2 3 4 8 A L M P S T X
СI СА СБ СВ СГ СД СЕ СЁ СЖ СИ СК СЛ СМ СН СО СП СР СС СТ СУ СФ СХ СЦ СЧ СШ СЪ СЫ СЬ СЭ СЮ СЯ
СОА
СОБ
СОВ
СОГ
СОД
СОЕ
СОЖ
СОЗ
СОИ
СОЙ
СОК
СОЛ
СОМ
СОН
СОО
СОП
СОР
СОС
СОТ
СОУ
СОФ
СОХ
СОЦ
СОЧ
СОШ
СОЮ
СОЯ

XV. Музыка

  Музыка США — самобытное искусство, специфика которого связана с историческими особенностями развития страны и сложным национальным составом населения. Американская музыка создавалась переселенцами из разных государств, приносившими свои национальные традиции, сплав которых послужил основой музыкальной культуры США. В ней нашли также отражение последующие влияния музыки различных народов Европы, Африки, позднее Азии. Наиболее древняя на территории современных США — музыкальная культура северо-американских  индейцев, коренных обитателей страны. Искусство многочисленных индейских племён (сохранилось и в резервациях) основано на сложной системе ритуалов и обычаев (религиозных и бытовых), их музыка одноголосна, пентатонического склада; в песнях ритмическое начало доминирует над мелодическим, пение отличается эффектами, связанными со звукоподражаниями голосам в природе; среди инструментов — флейты, свистки, барабаны, трещотки. В ранний период колонизации Сев. Америки музыкальная культура полностью зависела от английской (в 16—17 вв.); в дальнейшем образ жизни переселенцев-пуритан, отличавшихся энергией и суровостью, потребовал более импульсивного и динамичного музыкального искусства, чем музыка метрополии (см. Великобритания, раздел Музыка); вместо монотонных псалмов распространилась более живая и гибкая форма — религиозные гимны, которые пелись и вне церкви; их авторы — полупрофессионалы (Э. Лоу, О. Холден, Дж. Морган и др.). Возникло движение, приведшее к распространению певческих школ, важное значение приобрели сборники псалмов и гимнов Дж. Лайона («Урания») и особенно У. Биллингса, музыка которого отличалась своеобразием и высокими художественными достоинствами. На американской почве укоренились новые тенденции английской музыки 18 в. — драматические спектакли с музыкой, домашнее музицирование, положившие начало развитию светской музыкальной жизни. Стали создаваться очаги различных национальных музыкальных культур, главным образом английской; основную роль в них играли уже музыканты, профессионально сложившиеся в Европе: И. К. Г. Граупнер (работал в Бостоне), Дж. Хьюитт, И. Х. Моллер, В. Пелисье (в Нью-Йорке), А. Рейнагль, семья Карров, Р. Тейлор (в Филадельфии). С Филадельфией связано творчество Ф. Хопкинсона (коренного американца) — автора «Храма Минервы» (1781), первого американского музыкально-сценического произведения, и патриотических песен. Здесь же (поселение Бетлехем) возникла религиозная община «Моравское братство», которая впервые в стране ввела специальное музыкальное образование, организовала музыкальное общество «Коллегиум музикум» (1744).

Древнее искусство индейцев. Чаша из Мимбрес-Вэлли (шт. Нью-Мексико). Керамика. Культура Юго-Запада. Институт искусств. Миннеаполис. Соединённые Штаты Америки.

Древнее искусство индейцев. Чаша из Мимбрес-Вэлли (шт. Нью-Мексико). Керамика. Культура Юго-Запада. Институт искусств. Миннеаполис.

  Параллельно с культивированием европейской музыки, перенесённой в американские условия, возникали и развивались американские национальные формы музыкальной экспрессии нового типа — религиозный гимн, слившийся с балладным жанром (характерно массовое исполнение гимнов — до 20 тыс. чел. на религиозных собраниях), различные виды народного (преимущественно сельского) музицирования, традиция духовых оркестров, т. н. бэндов, ставших непременными участниками празднеств; руководитель первого известного бэнда — П. С. Гилмор. Особое место занимала патриотическая песня (зародилась в период Войны за независимость 1775—83; сохранилась «Янки Дудль»), традиции которой были продолжены в период Гражданской войны 1861—65 (песни Дж. Ф. Рута, Х. К. Уорка).

  Особую роль в развитии музыки США сыграло негритянское музыкальное искусство. Привезённые из Африки негры-невольники были носителями древней самобытной музыкальной культуры. Наряду с песнями плантаций, т. н. холлерс, шаутс и старинными обрядовыми песнями получил развитие спиричуэл (первая синтетическая афро-американская форма). Своеобразны были эксцентричные вокально-инструментальные ансамбли, участники которых гримировались под негров и имитировали их пластику и манеру исполнения; этот стиль, сложившийся во 2-й четверти 19 в. и связанный с общими антипуританскими тенденциями, получил название «эфиопского» или «минстрел-шоу» («менестрели»); он сыграл важную роль в развитии контактов культур переселенцев из Европы и африканских невольников. Злободневность, пародирование привезённых из Европы модных музыкальных жанров (итальянская опера, салонное музицирование), а также некоторых сторон американской жизни имели большое значение для утверждения национальной культуры страны. Лучшие из «эфиопских» групп (в т. ч. «Виргинские менестрели» под руководством Д. Д. Эммстта, ансамбли Дж. В. Диксона и др.) выступали и в Европе. С движением «менестрелей» связано творчество автора популярных песен С. Фостера. Позднее в подобных представлениях стали участвовать и негритянские артисты. В богатых и разнообразных традициях «минстрел-шоу» прослеживаются истоки почти всех позднейшйх форм американской популярной музыки.

  Со 2-й четверти 19 в. в крупнейших городах США стали успешно выступать европейские оперные труппы (семья М. П. В. Гарсиа и др.).

  В 1832 музыкальный педагог Л. Мейсон основал Бостонскую академию музыки, в 1854 — Нью-Йоркский институт музыки. В 60—80-е гг. возникли музыкально-учебные заведения в Филадельфии, Оберлине, Чикаго, Цинциннати, Балтиморе. Появились новые музыкальные центры. Во многих городах выступали итал. оперные труппы. Создавались филармонические общества и симфонические оркестры в Нью-Йорке (филармонические в 1842; симфонические в 1878), Бостоне и Сент-Луисе (оба в 1881), позднее в Чикаго, Лос-Анджелесе, Филадельфии и др. С оркестрами выступали крупнейшие европейские музыканты — У. Булль, Х. Г. Бюлов, Е. (Ж.) Линд, также (главным образом нем.) дирижёры — Т. Томас, Л. и В. Дамроши, К. Мук, исполнявшие преимущественно музыку нем. композиторов. Несмотря на наличие национальных элементов в американской музыке середины 19 в. (наиболее ощутимы в произведениях композитора и пианиста-виртуоза Л. М. Готшалка), влияние нем. романтизма проявлялось в творчестве А. Ф. Хайнриха, Дж. Бристоу (автор первой американской симфонии), У. Мейсона, У. Г. Фрая (опера «Леонора»). Особенно оно характерно для т. н. новоанглийской (бостонской) школы, к которой принадлежали Дж. Пейн, Дж. Чедвик, Х. Паркер, А. Фут, Д. Г. Мейсон (кантаты, симфонии, симфонические поэмы). Они так же, как и Э. Мак-Доуэлл, получивший наибольшую известность в Европе, заложили основы профессиональной композиторской школы США. Плодотворной была композиторская и педагогическая деятельность А. Дворжака в Нью-Йорке (в 1892—95), который обратил внимание американских композиторов на богатые возможности национального фольклора.

  В 1901 композитор А. Фаруэлл основал музыкальное издательство «Ва-Ван», вокруг которого объединились композиторы, разрабатывавшие американский музыкальный фольклор (англокельтские, индейские, негритянские элементы). Наиболее органично он вошёл в произведения Г. Ф. Б. Гилберта, Э. Стилмена Келли, Ч. У. Кэдмена, Р. Гольдмарка.

  В 1883 в Нью-Йорке был открыт постоянный оперный театр «Метрополитенопера», на сцене которого выступали крупнейшие певцы и певицы мира — Э. Карузо, А. Галли-Курчи, Ф. И. Шаляпин, Б. Джильи и многие др. В 1920-х гг. созданы постоянные оперные театры в Чикаго, Новом Орлеане, Бостоне и др.

  В начале 20 в. в США поселились выдающиеся исполнители (главным образом из России) — пианисты О. С. Габрилович, А. Рубинштейн (Польша), И. и Р. Левины и др., скрипачи Л. С. Ауэр, Я. Хейфец, Е. Цимбалист, позднее Н. Милынтейн, пианист В. С. Горовиц, виолончелист Г. П. Пятигорский и др. Их концертная и педагогическая деятельность способствовала созданию национальной исполнительной школы. В 1903 в Нью-Йорке М. И. Альтшулер основал Рус. симфоническое общество с целью пропаганды рус. музыки. С 1918 в США жил С. В. Рахманинов, регулярно гастролировали Ф. Бузони, И. Падеревский, Ф. Крейслер, И. Гофман, П. Касальс, Э. Петри, В. И. Сафонов, позднее С. С. Прокофьев. Творчество большинства композиторов этого периода — Ч. Т. Грифса, Ч. М. Лёфлера, Г. К. Хэдли, Дж. Карпентера, Э. Б. Хилла, Ф. Ш. Конверсаи др., — отразившее, особенно после 1-й мировой войны 1914—1918, заметное влияние культурной жизни Парижа (Э. Сати, К. Дебюсси, балеты И. Ф. Стравинского), в целом было эклектично.

  На рубеже 19—20 вв. возникло искусство джаза, которое из Нового Орлеана (район Сторивилл), через Чикаго и Нью-Йорк распространилось по всей стране. Его ранние формы — регтайм (представители — С. Джоплин, Ф. Джелли Ролл Мортон) и диксиленд (Кинг Оливер, Л. Армстронг) позднее трансформировались в стиль свинг, представленный оркестрами Дюка Эллингтона, Т. Дорси, Г. Миллера, Б. Гудмена и др.

  В 20-е гг. во всех крупных городах США возникли симфонические оркестры; их руководители — выдающиеся дирижёры А. Тосканини, С. А. Кусевицкий, П. Монте, Л. Стоковский и др. Открылись Ист-Джульярдская школа в Нью-Йорке (основана в 1905; преобразована в 1923), Музыкальный институт Кёртис в Филадельфии (1924) и др.; все они основаны меценатами и носят их имена (система меценатства играет большую роль и в современной музыкальной жизни). Всё большее значение приобретали музыкальные факультеты университетов, при которых вели творческую и педагогическую работу крупнейшие композиторы (это стало характерной чертой американской музыкальной жизни). Расширили свою деятельность музыкальные издательства (фирмы «Г. Ширмер», «К. Фишер» и др.), созданы организации по защите авторских прав (ASCAP и BMI). Высокого уровня достигло производство музыкальных инструментов (рояли «Стенуэй», духовые инструменты «Селмер» и др.). Получили развитие индустрия звукозаписи (фирмы «RCA Виктор», «Коламбия» и др.), звуковое кино, радио, позднее телевидение. Интенсивно развивались различныевиды популярной музыки; её своеобразным центром был квартал Нью-Йорка Тин Пэн Элли (издательства и нотные магазины). В результате сложного синтеза традиций «минстрел-шоу», европейской оперетты, англо-американской комической оперы и американского мюзикхолла (шоу, ревю) возник мьюзикл. В театрах на Бродвее ставились оперетты В. Херберта, З. Ромберга, комической оперы У. Спенсера и Р. де Ковена, позднее мьюзиклы Дж. М. Коэна, Дж. Гершвина («О тебе я пою», 1931), Дж. Керна, В. Юменса, И. Берлина. Развивались традиции бэндов; особую известность приобрёл Дж. Ф. Суза, прозванный «королём маршей».

Сцена из балета «Не всё ли равно?» на музыку Дж. Гершвина. Балетмейстер Дж. Баланчин. «Нью-Йорк сити балле». 1970. Соединённые Штаты Америки.

Сцена из балета «Не всё ли равно?» на музыку Дж. Гершвина. Балетмейстер Дж. Баланчин. «Нью-Йорк сити балле». 1970.

  Усилился интерес к изучению национального фольклора, появились сборники народных песен Дж. Ломакса (изд. в 1910) и С. Шарпа (в 1917). Распространился стиль кантри мьюзик («сельская музыка»; центр — Нашвилл); её разновидности — хиллбилли, блугрэс и вестерн. Популярные исполнители песен кантри мьюзик — Дж. Отри, Х. Уильямс, Дж. Кеш и др. В негритянском песенном фольклоре продолжали развиваться традиции блюза и релииозного гимна (т. н. госпел), исполнением которых в разное время прославились Х. Ледоелли, Б. Смит, Одетта, «сестра» Р. Тарп. Богатство фольклорных элементов впитали в себя и песни социального протеста, которые звучали в программах выдающегося борца за мир П. Робсона, а также певцов-композиторов В. Гатри, П. Сигера и др. Крупнейший американский композитор 1-й половины 20 в.— Ч. Айве, обобщивший в своих сочинениях богатство накопленного национальной музыкальной культурой опыта (пуританский гимн, спиричуэл, традиций «минстрел-шоу», бэндов и сельской музыки). Т. о., Айве стал первым подлинно национальным композитором США, но его произведения, созданные в 1900—20-е гг., получили известность лишь в конце 1940-х гг. Национальная композиторская школа, однако, сформировалась в середине 20—30-х гг., когда музыка США из эклектичной становится искусством с ярко выраженными национальными особенностями (при всём их стилистическом разнообразии), проявившимися в сочинениях Р. Харриса, Р. Сешнса, А. Копленда, У. Пистона, Г. Коуэлла, У. Г. Стилла, К. Раглса, а также Дж. Антейла, У. Риггера, Дж. Дж. Беккера, Л. Соуэрби, Б. Роджерса, О. Люнинга и др. Несмотря на индивидуальные творческие особенности этих композиторов, они выражают американский национальный стиль, которому присущи более свободное, чем европейскому музыкальному искусству, обращение с музыкальными традиционными формами, повышенный динамизм и общая интенсивность развёртывания музыкальной ткани. Творчество Х. Хансона, Д. Тейлора, В. Томсона, Д. Мура, М. Блицстайна и особенно Гершвина (стала классической его опера «Порги и Бесс», 1935) отражает поиски национального стиля в оперном жанре, на который большее влияние оказала английская балладная, чем западно-европейская классическая, опера. Вклад в музыку США внесли эмигрировавшие из Европы Э. Варез (основал в Нью-Йорке Международную гильдию композиторов, 1921), Э. Блох, Л. Орнстайн и др. Большую роль в пропаганде музыки США сыграли организованные Коплендом и Сешнсом концерты («Копленд — Сешнс консертс»), фонды С. А. Кусевицкого, Дж. С. Гуггенхейма, Дж. Пулицера и др., которые ввели систему творческих заказов, морального и материального поощрения музыкантов (учреждение стипендий, премий). Среди исполнителей 20—30-х гг.: симфонические дирижёры — А. Родзинский, Ю. Орманди, Д. Селл, Д. Митропулос, позднее Ш. Мюнш, руководители симфо-джазовых оркестров — Ф. Уэринг, П. Уайтмен; пианист В. С. Горовиц; скрипачи — Н. Милынтейн, И. Менухин, И. Стерн; виолончелисты — Р. Гарбузова, Л. Роуз; певцы — М. Ланца, Дж. Лондон; певицы — Э. Стибер, М. Андерсон; среди разнообразных в жанровом и стилистическом отношениях исполнителей эстрадной музыки — Б. Кросби (создатель интимного вокального стиля т. н. крунинг), танцовщик и певец Ф. Астер, исполнительница блюзов негритянка Б. Холидей; композиторы — Дж. Мёрсер, В. Дюк (сентиментальные песни), У. Хэнди (блюзы) и др. В конце 30-х гг. выделяются композиторы, получившие международную известность, — У. Шумен (9 симфоний, балеты и др.), С. Барбер (опера «Ванесса», скрипичный концерт, вокальные сочинения), П. Крестон, Э. Картер, а также Э. Сигмейстер, Г. Рид, Р. Р. Беннетт и др.; Дж. Менотти — автор популярных опер на собственные либретто («Консул», «Медиум» и др.). На творчество многих американских композиторов оказали влияние иммигрировавшие в США из Европы перед 2-й мировой войной 1939—45 П. Хиндемит, Стравинский, А. Шёнберг, Э. Кшенек и др. Эти крупные композиторы способствовали распространению в США неоклассицизма (Д. Дайамонд, М. Гулд, Н. Делло Джойо) и додекафонии (Дж. Перл, отчасти Э. Фаин, Р. Л. Финни, Б. Вебер). Многие композиторы экспериментируют с микротоновыми интервалами, полиритмией, синтетическими формами (Д. Рудьяр, Дж. Шиллингер, Р. Кроуфорд и др.). Развивается американская музыковедческая школа; среди музыковедов — О. Кинкелди, П. Нетл, П. Х. Ланг, Н. Слонимский, М. Букофцер, Г. Рис, Г. Чейз, Х. Шонберг. Г. Либерзон; они объединены в Американское музыковедческое общество (1934).

Дж. Эпстайн. Портрет П. Робсона. 1928. Бронза. Музей искусства. Филадельфия. Соединённые Штаты Америки.

Дж. Эпстайн. Портрет П. Робсона. 1928. Бронза. Музей искусства. Филадельфия.

Сцена из оперы «Порги и Бесс» Дж. Гершвина. «Гилд-тиэтр». Нью-Йорк. 1935. Соединённые Штаты Америки.

Сцена из оперы «Порги и Бесс» Дж. Гершвина. «Гилд-тиэтр». Нью-Йорк. 1935.

  В джазовой музыке в 40-е гг. стали ведущими стили боп (Ч. Паркер, Л. Янг), в 50-е гг. — кул, затем — прогрессив (М. Дейвис). Дальнейшее развитие получил мьюзикл в творчестве Р. Роджерса («Оклахома», 1943), К. Портера («Целуй меня, Кэт», 1948), К. Вейля («Затерянный в звёздах», 1949), Ф. Лоу («Моя прекрасная леди», 1956), Л. Бернстайна («Вестсайдская история», 1957), М. Уилсона («Музыкальный мужчина», 1957), Дж. Стайна («Смешная девчонка», 1964), Ф. Лёссера («Как добиться успеха, не прилагая особых усилий», 1961), Дж. Бока («Скрипач на крыше», 1964), Дж. Германа («Хелло, Долли», 1964) и др.

«Вестсайдская история» Л. Бернстайна. Балетмейстер Дж. Роббинс. 1957. Соединённые Штаты Америки.

«Вестсайдская история» Л. Бернстайна. Балетмейстер Дж. Роббинс. 1957.

  Выдвигаются руководители эстрадных оркестров С. Н. Кентон, А. Костелянец, Дж. Глисон; среди джазовых и эстрадных певиц и певцов — Э. Фицджералд, М. Джэксон, Ф. Синатра, Н. Кинг Коул (песни В. Янга, Д. Тёмкина, А. Уайлдера и др.).

  Музыка США 50—60-х гг. отличается разнообразием тенденций: В. Персикетти, П. Меннин, У. Бергема и др. в целом развивают традиции неоклассицизма; Дж. Рочберг, Л. Кёрчнер, Э. Имбри, Н. Рорем и др. часто пользуются серийной техникой; К. Мак-Фи, А. Хованесс, Ч у Вэнь-чун, Х. Парч, Р. Ярдумян и Л. Харрисон тяготеют к использованию элементов восточной музыкальных культур в сочетании с современными выразительными средствами. Одним из лидеров авангардизма в музыке США и др. стран стал Дж. Кейдж, который ведёт опыты по расширению акустических возможностей музыки и пытается строить свои композиции в соответствии с принципами восточных религиозно-философских систем.

  Высокий профессиональный артистический уровень американских коллективов и солистов способствует распространению музыки США в др. странах. Среди симфонических оркестров (около 100) выделяются Нью-Йоркский, Бостонский, Филадельфийский, Кливлендский, Чикагский: с ними выступают и ими руководят У. Стайнберг, Дж. Шолти, Р. Кубелик, З. Мехта, П. Булез, Л. Бернстайн, Л. Мазель, С. Одзава, М. Т. Томас и др. Существуют многочисленные студенческие и городские оркестры (около 1500), бэнды (известны ансамбли Истменской школы, Новоанглийской консерватории в Бостоне и др.). Лучшие инструментальные ансамбли — «Pro musica», Бостонский камерный, Джульярдский квартет; хоры Р. Шоу, Г. Смита; пианисты — Дж. Браунинг, Байрон Джайнис, В. Клайберн, М. Дихтер, М. Ван Чунг; скрипачи — Р. Риччи, Р. Зуковский, П. Цукерман; виолончелист Л. Парнас; певцы — Р. Гуле, Р. Таккер; певицы — М. Доббс, Р. Питерс, Л. Прайс: в числе солистов джаза — А. Тейтем, Д. Брубек, Э. Гарднер (пианисты), Дж. Колтрейн, Дж. Маллиген (саксофонисты), М. Роуч, А. Блэки (ударники) и др., певцы — Х. Белафонте, Г. Беннет, М. Торм, певицы — С. Воан, П. Ли, Д. Дей, Б. Стрейзанд, В. Карр. Наиболее известные коллективы исполнителей популярной музыки — оркестры Н. Ридла, Б. Мея, Р. Конниффа, Г. Мансини; хоровые ансамбли Н. Любова и М. Миллера.

  В 60-е — середине 70-х гг. музыка США представляет всё более усложняющуюся и противоречивую картину. Множественность форм и стилей, их нестабильность становятся характерными чертами музыкального искусства и создают «неуправляемость» музыкальной культуры: рынок, потребитель диктуют свои условия, что приводит к снижению удельного веса жанров «серьёзной» музыки. Поиски новых средств выразительности ведут к экспериментированию как в области конструирования музыкальных произведений, так и в сфере освоения новых сонористических возможностей, которое затронуло творчество многих американских композиторов. Создаются электронные студии (главным образом при университетах), где проводятся эксперименты, основанные на взаимодействии различных художественных средств («мультимедии»). «Записанную музыку» (включение в ткань музыкальных произведений различных шумовых, звуковых, электроакустических эффектов) используют В. Усачевский, Э. Браун и др.; «музыку случая», т. н. алеаторику, — Г. Брант, Дж. Крэм, Ч. Вуоринен; пояйляются композиторы-исполнители и импровизационные ансамбли (Л. Фосс, Р. Шейпи, Х. Фарберман); на синтезе «серьёзной» и джазовой музыки основано «третье течение» (Г. Шуллер, Л. Остин, О. Коулмен и др.); с середины 50-х гг. ведутся опыты по программированию звуковых моделей с помощью компьютеров (композитор с математическим образованием М. Бэббитт и его последователи Л. Хиллер, М. Суботник и др., работающие с синтезаторами звука). Экспериментирование затронуло и область оперы (Дж. Итон, С. Силвермен). Поиски новых средств в джазовой музыке 60-х гг. связаны главным образом с негритянским движением в США, со стремлением к независимости совр. негритянского искусства (Сан Ра, А. Лилер, Ч. Мингес, А. Шепп и др.).

  Важнейшее, весьма противоречивое явление 1-й половины 60—70-х гг. — т. н. поп-музыка, отражающая многие негативные стороны американской культуры: плюрализм, текучесть, коммерческий характер. Поп-музыка тесно связана с «молодёжным движением» США, для которого она стала главным средством художественного выражения, заменив всё многообразие видов музыкального искусства; серьёзные чувства и идеи облекаются в легко доступные формы т. н. массовой субкультуры. Поп-музыка сложилась из последовательно возникавших стилей: ритм-энд-блюз (вид негритянской городской музыки 40-х гг.; М. Уотерс, Т. Б. Уокер, Р. Чарлз и др.), рок-н-ролл (2-я половина 1950-х гг.; Э. Пресли, Б. Хейлиидр.), соул (сочетание ритм-энд-блюза и госпела; конец 1950-х гг.; А. Фрэнклин, Дж. Браун и др.); позднее она взаимодействовала с «серьёзной» музыкой («Месса» Бернстайна, 1971, и др.), тенденциями авангардизма (Ф. Заппа и его группа «Матери изобретения» и др.), а также с джазом, образовав т. н. новый джаз (С. Тейлор, Х. Хенкок, Дж. Завинул и др.). Под влиянием английской вокально-инструментальной группы «Битлз» в США появилось несколько тысяч подобных групп («Америка», «Аэроплан Джефферсона», «Чикаго», «Кровь, пот и слёзы» и др.), в целом они выражают «философию наркотиков», интерес к восточному мистицизму, проповедь «сексуальной свободы», вызванные движением хиппи. С 1969 одним из центров поп-музыки стали фестивали в Вудстоке (штат Нью-Йорк; до 500 тыс. чел.). В 1970-е гг. поп-музыка превратилась в основном в коммерческое искусство (миллионные тиражи грампластинок, пропаганда различными видами массовой коммуникации). Многие исполнители поп-музыки отличаются высоким артистизмом: певицы К. Кинг, Дж. Джоплин, А. Фрэнклин; певцы Дж. Уэбб, М. Гей, ансамбли «Саймон и Гарфранкел» (исполнители собственных песен), «Питер, Пол и Мери» и др. Одним из видов поп-музыки, завоевавшим особую известность и в конце 60-х — начале 70-х гг. оттеснившим мьюзикл на 2-й план, стала новая музыкально-сценическая форма — рок-опера: «Волосы» (1967) Г. Мак-Дермота и др. и «Иисус Христос — суперзвезда» (Нью-Йорк, 1971) англичанина Э. Л. Уэббера, «Годспел» С. Шуорца (1971) и др.

Чикаго. Общий вид с оз. Мичиган. Соединённые Штаты Америки.

Чикаго. Общий вид с оз. Мичиган.

  Новое фольклорное движение (60-е гг.), связанное со стилем фолкрок («фолкники»), — певец Б. Дилан, певица Дж. Баэз (авторы исполняемых ими песен), приобрело острую социальную направленность (антивоенная, антирасистская тематика и др.).

  Важное значение в культурной жизни имеют музыкальные фестивали, традиции которых зародились ещё в 19 в.; старейшие — в Вустере (штат Массачусетс), Бетлехеме (штат Пенсильвания); популярны фестивали в Саратога-Спрингсе (штат Нью-Йорк), Танглвуде (основан Кусевицким при Беркширском центре; штат Коннектикут) и др. Джазовые фестивали проводятся в Ньюпорте (штат Род-Айленд), Монтерее (штат Калифорния). Большую роль в организации музыкальной жизни играют музыкальные центры (Линкольновский центр — средоточие исполнительных искусств в Нью-Йорке; центр им. Дж. Кеннеди — в Вашингтоне и др.). Существует множество музыкальных организаций, в том числе музыкальные фонды (Форда, Рокфеллера и др.), занимающиеся пропагандой (публикации, грамзаписи, концерты) современной амер. музыки. Проводятся международные музыкальные конкурсы, среди них основанный В. Клайберном (г. Форт-Уэрт, штат Техас), конкурс дирижёров им. Д. Митропулоса (Нью-Йорк) и др. Крупнейшие музыкальные журналы: «The Musical quarterly» (N. Y., с 1915), «Musical digest» (N. Y., с 1920), «Notes» (lthaca, N. Y., с 1934), «Musical America» (N. Y., 1898—1964, в 1965 слился с журналом «High fidelity») и др.

Атомная электростанция в штате Иллинойс. Соединённые Штаты Америки.

Атомная электростанция в штате Иллинойс.

 

  Лит.: Шнеерсон Г., Очерки новой и новейшей истории музыки США, т. 1, М., 1960, с. 531—41, т. 2, М., 1960, с. 539—51; Конен В., Пути американской музыки. Очерки по истории музыкальной культуры США, 2 изд., М., 1965; Mathew sW. S. В., A hundred years of music in America, Chi., 1889; Farwell A., Dermot D. W., Music in America, N. Y., 1915; Elson L. C., The national music of America and its sources, Boston, 1924; его же, The history of American music, N. Y., 1925; Mason D. G., The dilemma of American music and other essays, N. Y., 1928; его же, Tune in America. A study of our coming musical independence, N. Y., 1931; Cowell H., American composers on American music, Stanford, 1933; Slonimsky N., Music since 1900, 3 ed., N. Y., 1949: Ewen D., American composers today, N. Y., 1949; его же, History of popular music, N. Y., 1961; McSpadden J. W., Operas and musical comedies, N. Y., 1951; Chase G., America's music, 2 ed., N. Y., 1966; One hundred years of music in America, ed. by P. H. Lang. N. Y., 1961; Howard J. Т., Bellows O. K., A short history of music in America, N. Y., [1957]; Howard J. Т., Our American music, 4 ed., N. Y., 1965; Laufe A., Broadways greatest musicals, N. Y., 1970; Malone B. C., Country music USA, Austin — L., 1969; Eisen J., The age of rock: sounds of the American cultural revolution: a reader, N. Y., 1969; Hitchcock H. W., Music in the United States: a historical introduction, 2 ed., N. Y., 1974.

  Дж. К. Михайлов.

Соединённые Штаты Америки(США) (United States of America, USA).

Государственный герб Соединённых Штатов Америки. Соединённые Штаты Америки.

Государственный герб Соединённых Штатов Америки.

Соединенные Штаты Америки. Флаг государственный. Соединённые Штаты Америки.

Соединенные Штаты Америки. Флаг государственный.

I. Общие сведения
II. Государственный строй
III. Природа
IV. Население
VII. Экономико-географический очерк
VIII. Вооружённые силы
IX. Медико-географическая характеристика
X. Просвещение
XI. Наука и научные учреждения
1. Естественные и технические науки
2. Общественные науки
XII. Печать, радиовещание, телевидение
XIII. Литература
XIV. Архитектура и изобразительное искусство
XV. Музыка
XVI. Балет
XVII. Драматический театр
XVIII. Кино
Так же Вы можете узнать о...


Ставриды (Trachurus), род рыб отряда окунеобразных.
Теломорфоз (от греч. telos — конец и morphé — форма, вид) (биологический), направление эволюции в сторону узкой («конечной») специализации, наиболее распространённая её форма.
Угленосность, совокупность данных о количестве пластов угля (общем и удовлетворяющих кондициям), коэффициенте угленосности, распределении пластов по разрезу угленосной толщи, их синонимике, мощности, строении и степени выдержанности каждого из них, петрографических типах, химико-технологических свойствах углей и закономерностей пространственного их изменения в связи с условиями образования угленосных формаций.
Фотоэффект, испускание электронов веществом под действием электромагнитного излучения (фотонов).
Цистит (от греч. kystis — мочевой пузырь), воспаление мочевого пузыря, обусловленное проникновением в него инфекции.
Щербаков Дмитрий Иванович [1(13).1.1893, Новозыбков, ныне Брянской обл.
Аббас Ходжа Ахмад (р. 7.6.1914), индийский продюсер, режиссёр, сценарист, писатель.
Антекера Хосе Антекера (Antequera) Хосе (1690—1731), панамец, руководитель одного из первых крупных восстаний против испанского господства в Южной Америке.
Басов Николай Геннадиевич (р. 14.12.1922, Воронеж), советский физик, один из основоположников квантовой радиофизики, академик АН СССР (1966), член Президиума АН СССР (1967), Герой Социалистического Труда (1969).
Брейтенфельд (Breitenfeld), деревня севернее Лейпцига (с 1913 часть г.
Вилья Франсиско Вилья (Villa) Франсиско (настоящее имя — Доротео Аранго, Arango) (4.