Соединённые Штаты Америки XIII. Литература

Большая Советская Энциклопедия. Статьи для написания рефератов, курсовых работ, научные статьи, биографии, очерки, аннотации, описания.


А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я 1 2 3 4 8 A L M P S T X
СI СА СБ СВ СГ СД СЕ СЁ СЖ СИ СК СЛ СМ СН СО СП СР СС СТ СУ СФ СХ СЦ СЧ СШ СЪ СЫ СЬ СЭ СЮ СЯ
СОА
СОБ
СОВ
СОГ
СОД
СОЕ
СОЖ
СОЗ
СОИ
СОЙ
СОК
СОЛ
СОМ
СОН
СОО
СОП
СОР
СОС
СОТ
СОУ
СОФ
СОХ
СОЦ
СОЧ
СОШ
СОЮ
СОЯ

XIII. Литература

  Первые литературные произведения создавались в английских колониях в Северной Америке. В начале 17 в. центрами литературной жизни были Новая Англия и Виргиния. Литература Новой Англии носила религиозно-морализаторский характер. Она проповедовала неукоснительное следование догматам пуританизма (см. Пуритане). Из писателей-пуритан наиболее известен К. Мезер (1663—1728), автор «Великих деяний Христа в Америке» (1702), где содержится подробное изложение истории пуританских поселений.

  С середины 17 в. заявляет о себе оппозиция пуританской теократии. Идеи веротерпимости отстаивал в своих богословских сочинениях Р. Уильямс (около 1603—83), доктрину «естественного права» развивал публицист Дж. Уайз (1652—1725). Зарождается светская литература; пуританский ригоризм высмеял в «Новоанглийском Ханаане» (1637) Т. Мортон (около 1590 — около 1647), поэтесса А. Брэдстрит (1612—1672) издала сборник дидактических поэм-диалогов «Десятая муза, недавно появившаяся в Америке» (1650), против рабовладения выступил в «Продаже Иосифа» (1700) С. Сьюолл (1652—1730). Большое развитие светская литература получила в свободной от пуританства Виргинии. Быт плантаций, нравы Юга, куда в поисках богатств устремлялись «джентльмены-авантюристы», щедрую природу этого края описывали в путевых дневниках и мемуарах Дж. Смит (1580—1631), Дж. Олсоп (1638—?), У. Бэрд (1674—1744) и др. Характерная для американской культуры обособленность Юга восходит к колониальному периоду.

  Черты национальному своеобразия формирующейся американской литературы отчётливее выступили в творчестве революционных просветителей эпохи Войны за независимость 1775—83, сторонников рационализма и деизма. Б. Франклин (1706—90) в «Науке простака Ричарда» (1748), «Притчах» (1778—1780) и «Автобиографии» (изд. на французском языке в 1791) пропагандировал идеалы «третьего сословия». Манифестом буржуазной демократии явились «Права человека» (1791—92) философа и революционера Т. Пейна (1737—1809); в его сочинении «Здравый смысл» (1776) доказывались порочность монархического принципа и необходимость создания независимой республики в колониях. Автор «Декларации независимости» (1776) Т. Джефферсон (1743—1826) защищал «священные права человеческой природы», к числу которых относил «жизнь, свободу и стремление к счастью». В «Заметках о Виргинии» (1787) он выступил против рабовладения, потребовал отделения церкви от государства. Получила развитие массовая песня, а также сатира, публицистика, которым присущи тенденции революционного классицизма. Эти тенденции преобладают и в стихах т. н. университетских поэтов, откликнувшихся на события Войны за независимость 1775—83: Дж. Трамбалла (1750—1831), Дж. Барло (1754—1812) и др. Крупнейшим представителем американского классицизма был поэт Ф. Френо (1752—1832), испытавший влияние идей Великой французской революции. В некоторых его произведениях ощутимы веяния предромантизма, в большей мере затронувшие творчество прозаика Ч. Брокдена Брауна (1771—1810), писавшего в духе «готического романа». Видным прозаиком-просветителем явился Х. Брекенридж (1748—1816), который был и одним из создателей американской драматургииСражение при Банкер-Хилле», 1776). В конце 18 в. впервые выступают писатели-негры (памфлет «Негритянское рабство», 1789, подписанный «Отелло, свободный негр»).

  Сложный процесс формирования национальной американской литературы завершился в эпоху романтизма, охватывающую 1-ю половину 19 в. Выступая против буржуазных отношений, установившихся в США после Войны за независимость, романтики трагически воспринимали разлад между идеалами американской революции и практикой собственнического мира. Они стремились понять смысл противоречий американской истории, наложивших отпечаток на национальный характер американцев, отстаивали идеи духовной и культурной самостоятельности США. Свободные от кальвинистских догм, романтики наполнили литературные традиции пуритан живым и острозлободневным общественным и психологическим содержанием. Наследуя социально-обличительный пафос просветителей, они противопоставили их рационализму чувство непредугадуемой и драматической динамики жизни, в которой видели подспудную борьбу доброго и злого начал, получавшую в их произведениях нравственное, религиозное, порой мистическое истолкование. В некоторых отношениях (обострённое переживание драмы человека, сталкивающегося с трагической действительностью буржуазного общества, внимание к полуосознанным побуждениям личности и к глубинным духовным коллизиям) американский романтизм предвосхитил идейно-нравственные искания литературы 20 в.

  История американского романтизма распадается на два этапа. Ранний этап (1810—1830-е гг.) отмечен преобладанием сатирических жанров и исторического романа. В «Истории Нью-Йорка» (1809) У. Ирвинга (1783—1859) шутливый рассказ о людях и событиях колониального периода перемежается острыми зарисовками современных нравов. Новеллы Ирвинга (сборника «Книга очерков», 1820, и др.) примечательны прозаизацией традиционных для романтической литературы Европы мотивов, ощущением специфики психологического склада американца с его практицизмом и энергией, чувством стремительного темпа происходящих в американской жизни перемен («Рип Ван Винкль»). Просветительский идеал «естественного человека» воспел в романах о Кожаном Чулке Дж. Ф. Купер (1789—1851): герой бежит от «цивилизации» в романтический мир «фронтира» — отодвигающейся на Запад границы между землями переселенцев из Европы и владениями индейских племён. Исторический роман Купера характеризуется реалистическими тенденциями. В пейзажной лирике У. К. Брайанта (1794—1878) выражен и протест против буржуазного утилитаризма. К событиям американского прошлого обращаются южане У. Г. Симс (1806—70), Дж. П. Кеннеди (1795—1870), которые в своих исторических романах выдвигают консервативную концепцию «особого пути» Юга, якобы минующего стадию буржуазного развития.

  В 1836 сложилась группа «Молодая Америка», боровшаяся за национальное своеобразие американской литературы. Декларацией духовной самостоятельности США явилось эссе «Американский учёный» (1837) Р. У. Эмерсона (1803—82), лидера трансценденталистов. Испытав воздействие фурьеризма, трансценденталисты в 1840 образовали колонию Брукфарм, где пытались практически воплотить принципы разумной кооперации труда, опрощения и духовного возрождения. Колония распалась в 1847, когда выявилась индивидуалистическая природа трансцендентализма, теоретически обоснованная в основных сочинениях Эмерсона («Доверие к себе», 1841, «Представители человечества», 1850). Высшим художественным достижением близких к трансцендентализму писателей стал лирико-публицистический дневник Г. Д. Торо (1817—62) «Уолден, или Жизнь в лесу» (1854), проникнутый мыслью о нравственном долге личности и содержащий резкую критику буржуазных отношений. Торо создал поэтичные картины американской природы.

Э. Уайет. «Молодая Америка». 1950. Пенсильванская академия изящных искусств. Филадельфия. Соединённые Штаты Америки.

Э. Уайет. «Молодая Америка». 1950. Пенсильванская академия изящных искусств. Филадельфия.

  Творчество писателей, выступивших на 2-м этапе развития американского романтизма (1840—50-е гг.), — Г. Мелвилла (1819—1891), Н. Хоторна (1804—64) — отмечено углублёнными философскими и социальными исканиями. Растущее разочарование в духовных ценностях и практической морали буржуазной Америки выразилось в поэтизации патриархальной жизни: руссоистские идеи утверждались в повестях «Таили» (1846) и «Ому» (1847) Мелвилла. Г. У. Лонгфелло (1807—82) противопоставлял дисгармоничной цивилизации гармонию природы (сборник «Перелётные птицы», 1858), ушедший красочный мир индейцев («Песнь о Гайавате», 1855). Драма одиночества творчески одарённой личности, её отчаяние в бездуховном мире бизнеса глубоко раскрыта в стихах и новеллистике Э. А. По (1809—49). Точность социальных зарисовок у По соединилась с гротескным («фантастическим») изображением духовного гнёта над личностью, приобретающим характер символа и аллегории. Аналитическое исследование форм и проявлений обществ, зла, насилия над свободой духовной жизни, индивидуалистической морали как характерной особенности американца составляет пафос новелл и романов («Алая буква», 1850, «Дом о семи шпилях», 1851) Хоторна и творчества зрелого Мелвилла. В романе Мелвилла «Моби Дик, или Белый Кит» (1851) создана сложнейшая система философской символики, раскрывающая романтическую тему бунта личности против общества как тему вековечной и обречённой на поражение борьбы человека против своего трагического земного удела. Широкий размах движения за отмену рабовладения (аболиционизм) в 50-е гг. способствовал росту гражданских тенденций в литературе американского романтизма и подготавливал почву для реалистического направления, Событием общественной жизни стал роман Г. Бичер-Стоу (1811—96) «Хижина дяди Тома» (1852); созданная в книге картина объективно имела революционный смысл. Свой вклад в аболиционистскую литературу внесли Торо (памфлет «Гражданское неповиновение», 1849), Лонгфелло, прозаик Р. Хилдрет (1807—65), поэты Дж. Р. Лоуэлл (1819—91), Дж. Г. Уитьер (1807—1892), Ф. Дуглас (1817—95) и др.

Дж. Арисс. Вилла Маунт-Эри близ Ричмонда (шт. Виргиния). 1758—62. Соединённые Штаты Америки.

Дж. Арисс. Вилла Маунт-Эри близ Ричмонда (шт. Виргиния). 1758—62.

  В годы Гражданской войны 1861—65 пережили расцвет антирабовладельческая сатира и массовая песня. Подъём демократических настроений в стране накануне и в период Гражданской войны пробудил творческие силы народа, способствовал укреплению реалистических тенденций в литературе США. В 1855 вышло первое издание «Листьев травы» У. Уитмена (1819—92), чья поэзия сыграла огромную роль в становлении американского реализма и радикальном обновлении всей системы поэтического видения и изображения жизни. Уитмен обратился к изображению повседневности, контрастов города, промышленной революции, мира рядовых людей. Он сочетал необычайную интенсивность лирических переживаний и реалистическую достоверность созданного им панорамного образа Америки. Социальное развитие страны после Гражданской войны вызвало у Уитмена глубокую тревогу, Поэтика свободного стиха и принципы поэтического реализма, которые Уитмен разработал в «Листьях травы» и обосновал в книге «Демократические дали» (1871), оказали воздействие на мировую поэзию 20 в.

  Последняя треть 19 в. — время быстрого развития реалистических тенденций в американской прозе. Становлению реализма помогали писатели, правдиво воссоздававшие быт и психологический склад людей разных штатов: Бичер-Стоу, С. О. Джуитт (1849—1909), Ф. Брет Гарт (1836—1902) и др. «Областническая» литература показывала противоречия жизни, но не поднималась до широких обобщений. Теоретическую программу реализма пытался разработать У. Д. Хоуэлс (1837—1920), который призывал изображать американские типы и жизненные положения, но считал, что в условиях США нет почвы социальной критики. «Нежный реализм» Хоуэлса в дальнейшем претерпел изменения, и некоторые его романы («В поисках нового счастья», 1890) отмечены значительным общественным содержанием. Реализм прокладывал себе путь в борьбе с апологистической литературой и с эстетскими концепциями бостонской группы «браминов», требовавших избегать в искусстве «низменного» (т. н. традиция благопристойности). Эстетизм отличал и литературную позицию Г. Джеймса (1843—1916), который эмигрировал в Великобританию, полагая, что вульгарный практицизм американской жизни, отражённый им в романе «Американец» (1877), не достоин художника. Тонкий мастер психологической прозы, он показывал антигуманность буржуазного прогресса («Княгиня Казамассима», 1886) и писал о конфликте творческой личности с равнодушным к искусству миром («Урок мастера», 1892).

  Вершиной американского реализма 19 в. явилось творчество Марка Твена (псевдоним С. Клеменса, 1835—1910), который в итоге сложной эволюции пришёл к развенчанию коренных принципов буржуазного общественного устройства. Твен отобразил американскую действительность своего времени во всём многообразии, уловив характерные черты миропонимания, присущего разным слоям американцев. Его творческий диапазон был подлинно широк: от газетного юмора «Простаков за границей» (1869) до философской многозначности «Таинственного незнакомца» (опубликован в 1916). От зрелого Твена («Приключения Гекльберри Финна», 1885, и др.) берёт начало реалистическая проза 20 в., стремившаяся к художественному исследованию американской повседневности в её своеобразии и драматизме. Переходными явлениями от 19 к 20 вв. были в литературе творчество мастера юмористической новеллы О. Генри (псевдоним У. С. Портера, 1862—1910), прозаиков Э. Уортон (1862—1937), писавшей о старом Нью-Йорке, У. Кэсер (1876—1947), изображавшей жизнь штата Небраска, и др.

  В 90-е гг. заявил о себе американский натурализм. Избежав крайностей «социального дарвинизма», натурализм в США способствовал усилению обличительного начала в литературе. Х. Гарленд (1860—1940) и Ф. Норрис (1870—1902) стремились открыто изображать социальные противоречия и классовые конфликты эпохи развитого капитализма. С. Крейн (1871—1900) показывал трагизм жизни отверженных большого города: в «Алом знаке доблести» (1895) он создал правдивые и жестокие картины Гражданской войны, о которой без романтических прикрас писал и А. Бирс (1842—1914?). Драматургия и поэзия в конце 19 в. переживали застой; лишь лирика не пользовавшейся при жизни известностью Э. Дикинсон (1830—86) была значительным художественным явлением. Заметны достижения негритянской литературы (творчество поэта П. Л. Данбара, 1872—1906, и др.).

  Вступление США в эпоху империализма отозвалось в литературе усилением социальной критики. Группа «разгребателей грязи» (Дж. Л. Стеффенс, 1866—1936, и др.) выступила с документальными произведениями, в которых обличала коррупцию, изображала контрасты общественной жизни. Марк Твен завершил творческий путь антиимпериалистическими памфлетами. Формируется амер. критический реализм 20 в. Неизбежность политического столкновения буржуазии и пролетариата предсказал в «Железной пяте» (1907) Дж. Лондон (1876—1916). Его роман «Мартин Иден» раскрывал трагедию буржуазного предпринимательства в искусстве. Социальная аналитичность, разоблачительная направленность и ощущение глубокого кризиса американской демократии присущи творчеству Т. Драйзера (1871—1945), в «Американской трагедии» (1925) развенчавшего миф о «равных возможностях для всех». К идеям социализма близок молодой Э. Синклер (1878—1968). В его романе «Джунгли» (1906) показана бесчеловечность капиталистической эксплуатации, а в «Джимми Хиггинсе» (1919) выдвинута проблема роста революционного сознания рабочих.

  В 1910-е гг. вокруг журнала «Masses» («Массес», изд. с 1911) группировались революционные писатели. Среди них выделялись близкий к марксистской эстетике критик Р. Борн (1886—1918) и публицист Дж. Рид (1879—1920), создавший выдающееся произведение об Октябрьской революции 1917 — «10 дней, которые потрясли мир» (1919). Социалистические идеалы воспевал поэт Джо Хилл (1879—1915). На передовую литературу США заметно влияло творчество М. Горького, о котором восторженно писали Борн и Лондон. В поэзии выдвинулись Р. Фрост (1874—1963), К. Сэндберг (1878—1967), Э. Л. Мастере (1869—1950) и др. мастера реалистической школы. В их стихах обрели новую жизнь традиции Уитмена, а также поэтов-романтиков. Продолженные Э. А. Робинсоном (1869—1935) поэтические традиции 19 в. переосмыслялись новым поколением, стремившимся создать широкую картину современной американской действительности, наполнив её большим социальным и философским содержанием.

  Начинается творческий путь крупнейшего драматурга США Ю. О'Нила (1888—1953), от бунтарских экспериментов пришедшего к сложной этической проблематике пьес зрелого периода («Траур — участь Электры», 1931, «Долгое путешествие в ночь», 1940, опубл. в 1956), отмеченных глубоким психологизмом. Формируется модернистская школа. Поэты Э. Паунд (1885—1972), Т. С. Элиот (1888—1965), прозаик Г. Стайн (1874—1946) провозглашали разрыв с Америкой, считая её страной, где торжествуют нормы буржуазного утилитаризма и нет почвы для истинной культуры. Их художественные искания, оказавшие определённое воздействие на всю литературу Запада 20 в., были, однако, по сути своей замкнуто-формалистическими. Лишь изредка они, как Элиот в «Бесплодной земле» (1922), обращались к конфликтам и тревогам времени. В общественной жизни они занимали крайне правые позиции.

«Странная интерлюдия» Ю. О'Нила. 1963. Соединённые Штаты Америки.

«Странная интерлюдия» Ю. О'Нила. 1963.

  Идейно-эстетическое размежевание усиливается в литературе США под воздействием Октябрьской революции в России и демократических движений межвоенных лет. Писатели, выступившие после 1-й мировой войны 1914—18 («потерянное поколение»), выразили неверие молодёжи в идеалы «разумного» буржуазного миропорядка. Их книги полны боли за поколение, погубившее юность в окопах, проникнуты мыслью о крушении рационального и некогда устойчивого бытия. Жестокие уроки войны внушили многим из них чувство обречённости человека, трагичности его удела, по-разному запечатленное в ранних произведениях Э. Хемингуэя (1899—1961) — «И восходит Солнце» (1926), «Прощай, оружие!» (1929); в «Трёх солдатах» (1921) Дж. Дос Пассоса (1896—1970); книгах Ф. С. Фицджеральда (1896—1940); романе «Огромная камера» (1922) Э. Э. Каммингса (1894—1962), впоследствии видного поэта-экспрессиониста.

  20-е гг. — время расцвета критического реализма 20 в. в американской литературе: набирает силу талант выдающегося сатирика С. Льюиса (1885—1951), творческий взлёт переживает Драйзер, новаторскими поисками отмечено творчество молодых писателей. Обострённое восприятие красоты мира, соединившееся с сознанием безвременной духовной и эмоциональной опустошённости человека, предопределило своеобразие повествовательных средств в американском романе этого периода. Крупнейшим достижением экспериментальной прозы 20-х гг. стал роман У. Фолкнера (1897—1962) «Шум и ярость» (1929), исполненный ощущения распадающихся связей между людьми. Глубокому анализу «диалектики души» здесь помогает новаторская художественная концепция времени как активно проявляющегося в сознании унаследованного или приобретённого исторического опыта. Мотивы неодолимого одиночества соединяются в литературе 20-х гг. с поисками надёжного нравственного ориентира в бездуховной и аморальной американской реальности. «Американская трагедия» Драйзера, «Великий Гэтсби» (1925) Фицджеральда изображают жизненное крушение героев в атмосфере продажности и всесильного индивидуализма, который в итоге овладевает и их сознанием.

  Усиливается интерес писателей к будничному существованию «среднего американца», к жизни американской провинции. Ш. Андерсон (1876—1941) ввёл в литературу тип «гротеска» (сборник новелл «Уайнсбург, Огайо», 1919), его герой сломлен повседневностью, духовно подавлен, жалок и трагичен в устремлениях к содержательной жизни и к человечности. Сатирическое обличение и одновременно сострадание такому герою сложно переплетаются. в романах Льюиса «Главная улица» (1920) и «Бэббит» (1922), в новеллистике Р. Ларднера (1885—1933), где тот же персонаж то предстаёт воинствующим обывателем, то сам оказывается жертвой господствующего в обществе равнодушия. В поэзии эту же тему разрабатывал Мастере, Процесс отчуждения, обезличивания, контрасты большого индустриального города определили проблематику сборника Сэндберга «Дым и сталь» (1920), творчества У. К. Уильямса (1883—1963) и др. поэтов.

  Романы Т. Вулфа (1900—38) посвящены трагедии творчески одарённой личности, сталкивающейся с практицизмом, косностью, безликостью окружающего мира; синтезируя лирический пафос и реалистическую достоверность бытописания, Вулф создаёт эпопею нового типа — «роман-поток», передающий широкий спектр явлений бытия и течение духовной жизни героя.

  Мировой экономический кризис 1929—33 повлёк за собой обострение социальных антагонизмов, что нашло широкое отражение в литературе США 30-х гг. — т. н. красного десятилетия, 30-е гг. — время качественных сдвигов в американском критическом реализме 20 в., углубления его социальной проблематики, утверждения пафоса активной борьбы за гуманистические идеалы. Демократические силы литературы выступили против олигархии и угрозы фашизма. Были организованы Клубы «Джона Рида», «Лига американских писателей». Многие писатели выступили в защиту Испанской республики, Хемингуэй посвятил Испании роман «По ком звонит колокол» (1940), свидетельствующий, как и роман «Иметь и не иметь» (1937), о переломе в творчестве писателя, выразившего в этих книгах непоколебимую веру в человека и его активный гуманизм. В романе «У нас это невозможно» (1935) Льюис обличал тайных и явных приверженцев фашизма в США. Жизни и борьбе рабочего класса посвящены коллективный сборник «Говорят горняки Харлана» (1932), роман Андерсона «По ту сторону желания», книги Дж. Фаррелла (р. 1904), Дж. Стейнбека (1902—68) и др.

  В 30-е гг. возросло влияние на литературу социалистических идей. Социалистические идеалы отстаивали Драйзер в сборнике публицистики «Трагическая Америка» (1931) и Сэндберг в поэме «Народ — да!» (1936), их приверженцами выступали Дос Пассос, создавший трилогию «США» (1930—36), драматург К. Одетс (1906—63), поэт А. Мак-Лиш (р. 1892). Стейнбек создал эпос об обездоленных «Гроздья гнева» (1939), где передан накал классовой борьбы. Острую социальную проблематику разрабатывает в романах «Табачная дорога» (1932) и «Акр Господа Бога» (1933) Э. Колдуэлл (р. 1903).

  Окончательно оформилась как самобытное художественное явление негритянская литература США. Л. Хьюз (1908—67) определял задачи поэта в прямой связи с борьбой угнетённых. Р. Райт (1908—60) в романе «Сын Америки» (1940) создал картину расового неравноправия, ведущего к обесчеловечиванию людей.

  В романах Фолкнера «Свет в августе» (1932), «Авессалом, Авессалом!» (1936) и трилогии «Деревушка» (1940), «Город» (1957), «Особняк» (1959) дан художественный анализ действительности амер. Юга, исследован процесс разрушения личности, неспособной освободиться от расистских предрассудков и психологии собственничества.

  Общественный подъём после 2-й мировой войны 1939—45 сменился полосой реакции. В условиях маккартизма некоторые писатели (Дос Пассос, Синклер), прежде занимавшие передовые позиции, отступились от идеалов 30-х гг. Распространилось увлечение экзистенциализмом. Следы его заметны и в книгах участников войны, создавших в целом правдивые картины армейской и военной действительности, уродующей человека. Дух милитаризма обличали Н. Мейлер (р. 1923) в романе «Нагие и мёртвые» (1948), Дж. Джонс (р. 1921) в романе «Отныне и во веки веков» (1951). Сильные антифашистские романы написали Р. П. Уоррен (р. 1905) — «Вся королевская рать» (1946) и К. Э. Портер (р. 1894) — «Корабль дураков» (1962).

  К середине 50-х гг. наметилось оздоровление литературной атмосферы страны. Дж. Сэлинджер (р. 1919) в повести «Над пропастью во ржи» (1951) и новеллах (сборник «Девять рассказов», 1959), Дж. Апдайк (р. 1932) в романе «Беги, кролик» (1960) передали трагизм бездуховного существования и обречённость поисков моральной опоры в безличном и равнодушном мире. Писатели «разбитого поколения» («битники») — поэты А. Гинзберг (р. 1926), Г. Корсо (р. 1930), Л. Ферлингетти (р. 1920), прозаик Дж. Керуак (1922—69) — одними из первых возвестили о бунте нового писательского поколения против маккартизма и выступили с резким обличением уродств «процветания», означавшего духовную уравниловку и общественную пассивность. Но их общественное и нравственное кредо, возродив некоторые настроения «потерянного поколения» 20-х гг., было анархическим, и в итоге движение «битников» скоро сошло на нет.

  Много глубже анализ духовных и этических последствий маккартизма, содержащийся в драмах А. Миллера (р. 1915) «Смерть коммивояжёра» (1949), «Вид с моста» (1955), «Цена» (1967), где отстаивается идея гражданской ответственности каждого за себя и за судьбы общества. Безысходно трагичны многие пьесы Т. Уильямса (р. 1914), изображающего бесчеловечный хаос капиталистической действительности, где нет места истинной красоте. Растущие барьеры между людьми, деградация моральных ценностей — тема некоторых пьес (например, «Кто боится Вирджинии Вулф?», 1963, и др.) Э. Олби (р. 1928), испытавшего влияние «театра абсурда».

«Трамвай «Желание»» Т. Уильямса. 1947. Соединённые Штаты Америки.

«Трамвай «Желание»» Т. Уильямса. 1947.

«Смерть коммивояжёра» А. Миллера. 1949. Соединённые Штаты Америки.

«Смерть коммивояжёра» А. Миллера. 1949.

  Новейшая американская поэзия проникнута протестом против обезличивания человека, механизации его чувств, превращения его в «единицу статистики». Этическая проблематика привлекает Р. Лоуэлла (р. 1917), Р. Уилбера (р. 1921), Д. Левертов (р. 1923) и многих других поэтов, стремящихся передать также ощущение непредсказуемой изменчивости жизни, не укладывающейся в «рациональные» рамки. Чувство многосложности мира и обострённое внимание ко всему алогичному, причудливому, к противоречиям бытия, не разрушающим его высшей гармонии, органично передавали У. Стивенс (1879—1955), Т. Рётке (1908—63). Дж. Берримену (1914—71), Р. Джарреллу (1914—65) и др. поэтам военного поколения присуще сознание глубокой психологической травмированности современного человека, неспособного найти контакт ни с другими людьми, ни с природой. В годы войны во Вьетнаме происходила политизация поэзии, как, впрочем, и всей литературы, активно участвовавшей в антивоенном движении. Социалистические традиции продолжают У. Лоуэнфелс (р. 1897), Т. Мак-Грат (р. 1916).

  Движение за гражданское равноправие пробудило новые творческие силы негритянской литературы. Райт, прошедший через влияние модернизма, в романе «Долгий сон» (1958) поставил проблему глубокого и пагубного психологического отчуждения, вызванного расовым конфликтом. Крах попыток юноши-негра преодолеть в себе воспитанный с детства комплекс расовой неполноценности описал в романе «Невидимка» (1952) Р. Эллисон (р. 1914). Дж. Болдуин (р. 1924) пишет о мучительных усилиях негритянских интеллигентов вырваться из духовного гетто («Чужая страна», 1962), рост гражданского самосознания народа отражён в публицистике Болдуина («И имени его не будет на площади», 1972). Романам Дж. О. Килленса (р. 1916), поэзии Л. Джонса (р. 1934) подчас присущи левоэкстремистские перегибы.

  Американский роман 60—70-х гг. чутко улавливает социальные противоречия в развитии страны. В книгах многих писателей отчётливо сказывается разочарование в системе ценностей буржуазного общества. Поиски духовных и нравственных ориентиров влекут за собой разрыв с требованиями этого общества. В произведениях авангардистов такой разрыв обычно приводит либо к нигилизму, как у Дж. Барта (р. 1930), либо к оправданию аморальности, как у У. Берроуза (р. 1926). Реалистическая литература подчёркивает ответственность героя за свой выбор, за нравственные итоги жизни («Восьмой день», 1967, Т. Уайлдера, р. 1897; творчество С. Беллоу, р. 1915, и др.).

  Произведения Ф. О'Коннор (1926—65), Дж. Чивера (р. 1912), У. Стайрона (р. 1925), Дж. К. Оутс (р. 1938) и др. писателей в разных художественных аспектах затрагивают тему духовной пустоты и засилья псевдокультуры, побуждающего героев к бунту, нередко чисто разрушительного характера. К. Воннегут (р. 1922) анализирует феномен прагматического сознания, которое обожествляет науку, считая излишними социальные и этические категории («Колыбель для кошки», 1963). Эту тему поднимает и научная фантастика — Р. Брэдбери (р. 1920), Р. Шекли (р. 1928). Успешно развиваются документальные жанры. В них находят отражение политическая борьба («Армии ночи», 1968, Мейлера), проблема преступности («Хладнокровно», 1965, Т. Капоте, р. 1924), трагические события современности («Хиросима», 1946, «Преступление в мотеле „Алжир"», 1968, Дж. Херси, р. 1914; вьетнамские репортажи М. Маккарти, р. 1912).

  На американских писателей влияют философские концепции, объявляющие человеческую жизнь абсурдной, а человека — рабом инстинктов и игрушкой в руках судьбы (экзистенциализм, фрейдизм и др.). Герой нередко разобщён с миром, придерживается позиции «постороннего» и тщетно пытается сбросить бремя одиночества. В лучших произведениях модернистские влияния преодолеваются точностью социального анализа и гуманистическими убеждениями автора. Об этом свидетельствуют книги писателей, испытавших воздействие абсурдизма и фрейдизма, — Дж. Хеллера (р. 1923), Стайрона, Капоте и др.

  Американская литература 20 в. широко откликнулась на явления кризиса буржуазного общества новейшей формации: разрушение индивидуальности, обострение социальных антагонизмов, нарастание нигилистических настроений, крушение либеральных иллюзий, жёсткую духовную регламентацию, уродливое развитие научно-технической революции в капиталистических условиях. Поиски надёжных идейных и нравственных ориентиров, стремление к актуальности и действенности искусства вызвали к жизни новаторские черты американской прозы, поэзии, драматургии. Распространены приёмы внутреннего монолога, кинематографического монтажа событий, документально точной фиксации переживаний. В литературе 70-х гг. наблюдается отход от традиционных жанров, увлечение литературой факта, стремление к условности, гротескности, иносказанию.

  В США существует охранительная, конформистская, антикоммунистическая литература, внушающая читателю веру в «идеалы» бизнесмена и милитариста, запугивающая его мифами времён «холодной войны». С 50-х гг. «массовая беллетристика» (см. «Массовая культура») приобрела особый вес на книжном рынке. Как правило, она находится за пределами искусства, это в первую очередь общественное явление, инструмент идеологического подавления личности в современном буржуазном обществе. Ей противостоит творчество крупнейших писателей, которые стремятся к бескомпромиссному социальному анализу и сознают высокую ответственность литературы.

  Мировое признание американская литература получила в 20-х гг. 20 в., хотя творчество отдельных писателей (По, Уитмен, Твен) было оценено за пределами США намного раньше. Для литературы США в её лучших проявлениях характерны усиливающееся сознание чуждости буржуазных отношений коренным потребностям человека, демократизм позиции художника.

  Литературоведение. Научное изучение литературы в США ведётся с начала 20 в. Ранний этап развития американского литературоведения отмечен активностью культурно-исторической школы (10—20-е гг.), виднейшие представители которой» В. Л. Паррингтон (1871—1929) и В. В. Брукс (1886—1963) стремились рассматривать историю литературы в тесной связи с особенностями общественной и культурной жизни страны. Эти критики уделили особое внимание демократическим и реалистическим традициям американской литературы и теоретическому исследованию важнейших процессов её истории и творчества крупнейших писателей. Вместе с тем в их работах ощутимо воздействие позитивизма и упрощённо социологических концепций, в значительной мере преодоленное в лучших трудах Ф. О. Маттисена (1902—50), М. Каули (р. 1898) и др. видных литературоведов 30—40-х гг., которые сочетали социально-исторический подход к искусству с более глубоким анализом его специфики, хотя и не создали столь обобщающих трудов, как «Основные течения американской мысли» (т. 1—3, 1927—30) Паррингтона.

  Демократическое направление развивалось в полемике с многочисленными школами формального литературоведения, опирающимися на философские и эстетические идеи группы «новых гуманистов» (И. Бэбоитт, 1865—1933; П. Э. Мор, 1864—1937, и др.), которая сложилась в 20-е гг. и провозгласила доктрину автономии литературы и имманентности законов её развития. Эти идеи легли в фундамент «новой критики», рассматривающей произведения как особую замкнутую систему (А. Тейт, р. 1899, Дж. К. Рэнсом, р. 1888, и др.). Занимавшая ведущие позиции в академическом литературоведении 30—40-х гг. «новая критика» в 60-е гг. была потеснена фрейдистскими, экзистенциалистскими, структуралистскими школами литературоведческого анализа, признающими определённую зависимость литературы от общественной действительности, однако стремящимися истолковать искусство не как объективное художественное исследование жизни, а как модель, построенную в соответствии с философскими принципами, разделяемыми данной школой.

 

  Лит.: История американской литературы, т. 1, М. — Л., 1947; Паррингтон В. Л., Основные течения американской мысли, пер. с англ., т. 1—3, М., 1962—63; Проблемы истории литературы США, М., 1964; Мендельсон М. О., Современный американский роман, М., 1964; Орлова Р., Потомки Гекльберри Финна, М., 1964; Засурский Я. Н., Американская литература XX в., М., 1966; Финкелстайн С., Экзистенциализм и проблема отчуждения в американской литературе, пер. с англ., М., 1967; Брукс В. В., Писатель и американская жизнь, пер. с англ., т. 1—2, М., 1967—71; Кашкин И. А., Для читателя-современника, М., 1968; Современное литературоведение США, М., 1969; Проблемы литературы США XX в., М., 1970; Аллен У., Традиция и мечта, пер. с англ., М., 1970; Старцев А. И., От Уитмена до Хемингуэя, М., 1972: Маттисен Ф. О., Ответственность критики, пер. с англ., М., 1972; Каули М., Дом со многими окнами, пер. с англ., М., 1973; Основные тенденции развития современной литературы США, М., 1973; Literary history of the United States, ed. by R. Е. Spiller [a. o.], N. Y., 1963; The Cambridge history of American literature, ed. by W. P. Trent [a. o.], v. 1—3, N. Y. — Camb., 1946; Hart J., The Oxford Companion to American literature, N. Y., 1965.

  А. М. Зверев.

Соединённые Штаты Америки(США) (United States of America, USA).

Государственный герб Соединённых Штатов Америки. Соединённые Штаты Америки.

Государственный герб Соединённых Штатов Америки.

Соединенные Штаты Америки. Флаг государственный. Соединённые Штаты Америки.

Соединенные Штаты Америки. Флаг государственный.

I. Общие сведения
II. Государственный строй
III. Природа
IV. Население
VII. Экономико-географический очерк
VIII. Вооружённые силы
IX. Медико-географическая характеристика
X. Просвещение
XI. Наука и научные учреждения
1. Естественные и технические науки
2. Общественные науки
XII. Печать, радиовещание, телевидение
XIII. Литература
XIV. Архитектура и изобразительное искусство
XV. Музыка
XVI. Балет
XVII. Драматический театр
XVIII. Кино
Так же Вы можете узнать о...


Новых строительных материалов институт научно-исследовательский и проектно-конструкторский Всесоюзный (ВНИИНСМ).
Романицкий Борис Васильевич

[р.
Тупайи (Ttipaiidae), семейство полуобезьян отряда приматов.
Ягеллонский университет, см. Краковский университет.
Верльгофа болезнь, заболевание крови, впервые описанное в 1735 немецким врачом П.
Жилина Елена Ефимовна [27.4(9.5). 1890, Казань, — 29.
Кумароно-инденовые смолы, синтетические смолы невысокой молярной массы, получаемые полимеризацией смесей непредельных соединений, главным образом индена и кумарона, выделяемых из попутных продуктов коксования каменных углей (сырого бензола) и из ароматических высококипящих продуктов пиролиза нефти.
Норден Альберт Норден (Norden) Альберт (р. 4.12. 1904, Мысловице, Верхняя Силезия, Польша), политический деятель ГДР, публицист и историк.
Российское общество радиоинженеров (РОРИ), первое добровольное научно-инженерное объединение советских специалистов в области радио.
Турнейский ярус (от названия г. Турне, Бельгия), нижний ярус нижнего отдела каменноугольной системы [см.
Яйцекладущие, отряд млекопитающих: то же, что клоачные.
Верхние Серги, посёлок городского типа в Нижнесергинском районе Свердловской области РСФСР, в 10 км к В.
Жоффруа Сент-Илер Этьенн Жоффруа Сент-Илер (Geoffroy Saint-Hilaire) Этьенн (15.
Купка Франтишек Купка (Kupka) Франтишек (23.9.1871, Опочно, Чехия, — 21.
Носоглотка, отдел дыхательных путей, верхняя часть глотки.
Роше Вальдек Роше (Rochet) Вальдек (р. 5.4.1905, Сент-Круа, департамент Сона и Луара), деятель французского и международного рабочего движения.
«Тыл и снабжение советских вооружённых сил», ежемесячный журнал министерства обороны СССР.