Болгария XIV. Архитектура и изобразительное искусствоБольшая Советская Энциклопедия. Статьи для написания рефератов, курсовых работ, научные статьи, биографии, очерки, аннотации, описания.
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
XIV. Архитектура и изобразительное искусство На территории Болгария найдены глиняные сосуды с прочерченным и лепным геометрическим орнаментом, фигурки людей и животных из глины (неолит, энеолит и эпоха бронзы — 4—2-е тыс. до н. э.). К раннему железному веку относятся дольмены в горах Странджа, Сакар и Восточные Родопы, наскальные рисунки с изображением животных и людей (около 8—7 вв. до н. э.) близ г. Белоградчик. На побережье Чёрного моря сохранились остатки древнегреческих колоний — Аполлонии, Месембрии и др. — с многочисленными памятниками античной скульптуры. О высоком уровне культуры фракийцев свидетельствуют остатки г. Севтополиса (близ Казанлыка) со следами богато декорированных общественных и жилых зданий, купольная гробница близ Казанлыка с уникальной античной стенописью, отражающей фракийский быт (4 в. до н. э.). Среди античных кладов выделяется клад из г. Панагюриште с отличающимися совершенством чеканки золотыми ритонами в форме голов животных и сосудами с рельефными сюжетными изображениями (4 в. до н. э.). От эпохи римского владычества остались руины городов 1—2 вв. н. э. (Рациария, Видинский округ; Эскус, Плевенский округ; Никополис-ад-Иструм, Великотырновский округ; и др.), крепостей (Хисар, Пловдивский округ; Абритус, близ г. Разград), церковь св. Георгия в Софии (4 в.) и гробница в Силистре (4 в.; с прекрасно сохранившейся стенописью). В развалинах римских вилл близ Ивайловграда обнаружены мозаичные полы с мифологическими и жанровыми изображениями. В период византийского господства начинается сооружение христианских храмов (3-нефная базилика, т. н. Старая митрополия, в Несебыре, 5 в.; купольная базилика св. Софии в г. София, 5—6 вв.; центрическая церковь в с. Перуштица, 6 в.; и др.). С созданием Первого Болгарского царства (680—1018) формируется собственно болгарское искусство, складывающееся на основе культуры заселивших Болгария в 6—7 вв. славян и протоболгар. В своём развитии оно впитывает богатые античные и византийские художественные традиции. Первым памятникам болгарского зодчества (остатки крепостных стен и прямоугольных в плане дворцов в Плиске и Преславе, 9—10 вв.), сложенным из массивных каменных блоков, свойственна торжественная тяжеловесность форм. Интерьеры дворцов с мраморными колоннадами были украшены плитами и карнизами с резным геометрическим орнаментом, а также скульптурой из меди и камня. Величествен уникальный памятник скульптуры этого времени — т. н. Мадарский всадник — высеченный на скале близ с. Мадара барельеф с обобщенным изображением всадника с собакой и льва, пронзенного копьем. Церковная архитектура 9—10 вв., исходившая из византийских прототипов (3-нефная базилика с обширным атриумом и нартексом, т. н. Большая базилика, в Плиске; т. н. Круглая церковь в Преславе), отличалась красочностью декоративного убранства, в котором применялись глазурованные керамические плитки с многообразными растительными и геометрическими узорами (пальметты, ромбы, круги) и изображениями святых. Оригинальным видом архитектурного декора были инкрустированные многоцветными стеклами каменные плиты и блоки. В период византийского владычества (1018—1187) художественная жизнь замирает. Строятся главным образом укрепления и замки (крепость Баба Вида в Видине, Асенова крепость близ Асеновграда и др.). В эпоху Второго Болгарского царства (1187—1396) главным художественным центром становится Тырново (современный Велико-Тырново). Для тырновской художественной школы характерны относительно меньшие, чем в 9—10 вв., размеры построек, стремление к декоративному изяществу. Традиции византийского искусства получают в ней свободное и оригинальное истолкование. Стены 4-столпных и 1-нефных купольных храмов, сложенных из камня и кирпича, расчленены ступенчатыми арочными нишами, глухими аркадами и украшены зубчатыми карнизами, керамическими глазурованными плитками с многоцветным геометрическим орнаментом. Наружные членения часто не связаны с внутренней структурой зданий (церкви в районе Трапезица в г. Велико-Тырнове, 12—14 вв.; церкви Вседержителя и Иоанна Неосвященного в Несебыре, обе — 13—14 вв.). 13—14 вв. были временем расцвета болгарской средневековой живописи и миниатюры. Выдающийся памятник тырновской школы — стенопись (1259) церкви с. Бояна (ныне в черте Софии), отличающаяся свежестью реалистических деталей, живой непосредственностью портретных образов, изысканностью сдержанного, мерцающего колорита. Усиливающееся внимание к реальному миру проявляется в исполненных наивной выразительности миниатюрах «Хроники Манасия» (середина 14 в., Ватиканская библиотека, Рим) и «Евангелия Ивана Александра» (1356, Британский музей, Лондон), в которых наряду со сценами болгарской истории и портретами исторических лиц находит отражение современный быт (одежда, вооружение, архитектура). В 12—14 вв. развиваются ювелирное искусство, резьба по дереву и другие художественные ремёсла. Завоевание Болгария турками-османами (конец 14 в.) положило конец расцвету древнеболгарского искусства. Многие памятники болгарской культуры были уничтожены. В 15—16 вв. завоеватели вели строительство мечетей, мостов и бань (мечеть Буюк-джамия в Софии, 1474; Кадин мост близ Кюстендила, 1470). Несмотря на иноземный гнёт, традиции болгарской культуры продолжают сохраняться в 15—17 вв. в декоративно-прикладном и изобразительном искусстве. Суровым по колориту фрескам Болгария 15—17 вв. — в церкви Петра и Павла в Велико-Тырнове, 15 в., в Драгалевском, 1476, Кремиковском, 1493, и Бачковском, 1643, монастырях — при известном схематизме и канонической отвлечённости образов нередко свойственны драматическая экспрессия и наивно-реалистические черты. В архитектуре этого времени преобладают скромные однонефные сельские церкви с цилиндрическими сводами, покрытыми двускатной крышей. Миниатюра «Хроники Манасия». Сер. 14 в. Ватиканская библиотека Рим. В период Болгарского возрождения (2-я половина 18 в. — 1878) наступает новый подъём искусства. Расширяется светское и церковное строительство. В городах сооружаются часовые башни, мосты, постоялые дворы, в сельской местности — монастыри с живописными внутренними дворами, окруженными арочными галереями. Декоративной красочностью отличаются монастырские церкви с западными притворами, украшенными арочными галереями, с мягкими волнистыми очертаниями карнизов и рядами двухцветной каменной кладки. Среди строителей этого периода появляются крупные национальные мастера — Алекси Рилец, построивший три корпуса Рильского монастыря (1816—19), Н. Фичев, соорудивший мост через р. Янтра у г. Бяла (1865—67), ряд постоялых дворов и церквей, а также П. Йованович, автор церкви Богородицы (1834— 1860) в Рильском монастыре. В 18 в. окончательно складываются характерные национальные типы жилых домов с каменным цокольным этажом, фахверковой конструкцией 2-го этажа, с обилием галерей, эркеров, балконов, с росписями на фасадах и в интерьерах и с нарядными резными деревянными потолками (Дом Ламартина в Пловдиве, Дом Лютова в Копривштице). В изобразительном искусстве складывается ряд местных художественных школ — тревненская, самоковская и др., представители которых (резчики и иконописцы) создают иконостасы с многообразным резным орнаментом. В живописи проявляется стремление освободиться от религиозных канонов. Крупнейший живописец Болгарского возрождения Захарий Зограф вводил в свои фрески изображения современников и сцены реальной жизни. Ему же принадлежат и первые светские портреты. Светское реалистическое искусство складывается в Болгария в 60—70-х гг. 19 в. (портреты живописцев С. Доспевского, X. Цокева, Н. Павловича; последний был автором и первых болгарских исторических композиций). Появляется патриотическая революционная графика (Г. Данчов, Х. Дембицкий). Н. Фичев. Мост через р. Янтра у г. Бяла. 1865—67. После освобождения Болгария от османского ига (1878) её искусство переживает новый подъём. Начинаются большие градостроительные работы. В Софии, Варне, Пловдиве и других городах запутанная система кривых улиц отчасти сменяется сетью прямолинейных магистралей. В Софии сооружается ряд общественных зданий (Народное собрание, 1885, архитектор К. Йованович; Народный театр им. И. Вазова, 1904, архитекторы Ф. Фельнер и Г. Хельмер; храм-памятник Александра Невского, 1904—12, русский архитектор Н. Померанцев; и др.). Наряду с тенденциями эклектики в 1-м десятилетии 20 в. возникают поиски национального архитектурного стиля (Синодальная палата в Софии, 1908, архитектор П. Момчилов). В период между двумя мировыми войнами проявляется влияние функционализма и конструктивизма (Министерство внутренних дел в Софии, 1939, архитектор Г. Овчаров). В изобразительном искусстве в 80-х гг. 19 в. складывается демократическое реалистическое направление. Живописцы А. Митов, И. Ангелов, И. Мырквичка и др. изображают в своих картинах жизнь крестьян, их национальные обычаи и обряды. Расцвет реалистической батальной живописи связан с именем Я. Вешина. На рубеже 19 и 20 вв. в творчестве ряда художников проявляется влияние импрессионизма. Реалистические традиции 19 в. сохраняются в пейзажной и портретной живописи (С. Иванов, Н. Петров, Ц. Тодоров), а также в портретной скульптуре (А. Николов). В 20—30-е гг. 20 в. искусство Болгария вступает в период противоречивых творческих исканий. Ряд мастеров искусства обращается к опыту европейского постимпрессионизма, сезаннизма и экспрессионизма. В обстановке острой идейной борьбы постепенно выковываются прогрессивные художественные тенденции. Демократические традиции национальной культуры получают многообразное развитие в проникнутых суровой правдой сценах крестьянской жизни Х. Станчева, в исходящих от народного искусства декоративно-красочных композициях В. Димитрова-Майсторы и полных грубоватого жизнерадостного юмора сельских сценах С. Венева, в исполненных яркой поэтической фантазии композициях на темы народных сказаний и пейзажах И. Милева, П. Георгиева, Ц. Лавренова, гравюрах с изображением национальных памятников архитектуры В. Захариева, В. Стайкова и др. Развивается портретная (И. Петров, Д. Узунов) и пейзажная живопись (Х. Станчев, П. Младенов и др.). Особой остроты достигает революционная журнальная графика (антимонархические и антифашистские сатирические рисунки и гравюры А. Жендова, С. Венева, И. Петрова, И. Бешкова, Болгария Ангелушева и др.). В 30-е гг. пролетариату посвящают свои произведения живописцы Н. Балкански, С. Сотиров и скульпторы М. Марков, И. Фунев, И. Лазаров, В. Емануилова и др., во многом создавая предпосылки для формирования искусства социалистического реализма. Болгария. Ц. Лавренов. «Старый Пловдив». 1946. Собственность художника. Болгария. Н. Балкански. «Семья рабочего». 1936. Национальная художественная галерея, София. Болгария. С. Венев. «Весёлый год». 1957. Национальная художественная галерея, София. Болгария. Ф. Фельнер, Г. Хельмер. Народный театр им. И. Вазова в Софии. 1904. «Гайдуки». Картина худ. Я. Вешина. Болгария. А. Н. Померанцев. Храм-памятник Александра Невского в Софии. 1904—12. Болгария. Г. Овчаров, Р. Рибаров. Мавзолей Г. Димитрова в Софии. 1949. И. Мырквичка. «Рученица». 1894. Национальная художественная галерея. София. Монумент в честь Советской Армии в Софии. 1954. Архитекторы Д. Митов и Л. Нейков, скульптуры И. Фунев, Л. Далчев, И. Лазаров и др. Болгария. И. Петров. «Расстрел». 1954. Национальная художественная галерея, София. Болгария. И. Фунев. «В вагоне третьего класса». Имитация чугуна. 1935. Национальная художественная галерея. София. После установления в Болгария народно-демократического строя (1944) искусство Болгария приобретает новое, социалистическое содержание. Огромный размах получают градостроительные работы. Составляются генеральные планы развития и реконструкции Софии, Пловдива, Варны и других городов, сооружаются новые промышленные центры (гг. Димитровград, Мадан и др.). Создаётся ансамбль центра Софии с системой площадей (обстроенных парадными неоклассическими зданиями) и строгим по формам Мавзолеем Г. Димитрова (1949, архитекторы Г. Овчаров и Р. Рибаров). Сооружаются общественные здания, жилые и спортивные комплексы. После периода подражания историческим стилям во 2-й половине 50-х гг. появляется стремление к использованию более современных и простых, функционально оправданных форм (Дворец бракосочетаний в Пловдиве, архитекторы М. Мареев, Д. Танева, В. Вылчанов; гостиница «Рила» в Софии, архитектор Г. Стоилов и др.; оба здания — 1962). Балконы, эркеры, лоджии, сильно выступающие солнцезащитные карнизы определяют приветливый облик и пластическую выразительность фасадов. В постройках 1960-х гг. используются фактурные и цветовые контрасты, монументально-декоративная живопись и скульптура. Здания органично вписываются в окружающий ландшафт. Живописностью планировки и застройки отличаются новые курортные комплексы близ гг. Варна и Несебыр (Солнечный Берег, архитектор Н. Николов и др.; Золотые Пески, архитектор Г. Ганев и др.; Албена, архитектор Н. Ненов и др.), при строительстве которых тактично использованы национальные традиции. Ведутся большие работы по реконструкции и благоустройству сёл и посёлков. Болгария. Н. Ненов и др. Курортный комплекс Албена близ Золотых Песков, 1960-е гг. В изобразительном искусстве со 2-й половины 40-х гг. получают распространение героические темы революционной борьбы и социалистического строительства, жизнеутверждающие образы рабочих и крестьян, национальные пейзажи. Постепенно освобождаясь от упрощённого истолкования задач социалистического реализма, искусство Болгария обретает многообразие и яркое национальное своеобразие форм. Большие успехи достигнуты в монументальной и станковой живописи (И. Петров, Н. Балкански, С. Венев, С. Сотиров, В. Димитров-Майстора, Н. Петков, Болгария Денев, И. Кирков, Д. Киров, С. Русев, Н. Мирчев), станковой и книжной графике (Болгария Ангелушев, И. Петров, А. Поплилов, В. Стайков, П. Вылков, Г. Герасимов, М. Бехар), политической карикатуре (А. Грозев, Ц. Цеков, Т. Пиндарев), станковой и монументальной скульптуре (А. Николов, И. Фунев, И. Лазаров, Л. Далчев, М. Марков, Й. Крычмаров, В. Радославов). Для живописи 60-х гг. характерно стремление к созданию приподнятых героических образов, к обострённой живописной экспрессии и декоративной красочности, а также обращение к древним национальным художественным традициям. Успешно развиваются монументальное искусство (мозаики А. Стаменова) и декоративно-прикладное искусство (резьба по дереву А. Василева, керамика Г. Бакырджиева, ковры и декоративные ткани М. Йосифовой, С. Камбуровой и др.), мастера которого стремятся сочетать современные художественные концепции с традициями народного искусства.
Лит.: Бичев М., Български барок..., [София, 1955]; Томов Е., Болгарская графика, 2 изд., София, 1956; Мавродинов Н., Старобългарското изкуство. Изгкуството на първото българско царство, София, 1950; его же, Старобългарското изкуство XI—XIII в., София, 1966: Божков А., Болгарское изобразительное искусство, София, 1964; Цончева М., Българско възраждане, София, 1962; Краткая история болгарской архитектуры, София, 1969; Съвременна българска живопис (Предговор от А. Божков), София, 1969; Boschkov A., Die bulgarische Malerei. Von den Anfängen bis zum 19. Jahrhundert, Recklinghausen, 1969. Партизаны бригады «Чавдар» вступают в Софию 9 сент. 1944.
Болгария (България), Народная Республика Болгария, НРБ (Народна република България). Государственный герб. Болгария. Флаг государственный. Болгария. I. Общиесведения Часовая башня в Трявне. 1813. Б. — государство в Юго-Восточной Европе, в восточной части Балканского полуострова. На В. омывается Чёрным морем. Граничит на С. с Румынией, на З. с Югославией, на Ю. с Грецией и на Ю.-В. с Турцией. Через территорию Б. проходит удобный и кратчайший путь из стран Западной и Центральной Европы в восточную часть Средиземноморского бассейна, к черноморским проливам, далее — на Ближний Восток. Площадь около 111 тыс. км2. Расстояние между крайними северной и южной точками около 330 км, между западной и восточной точками — около 520 км. Население 8467 тыс. чел. (на начало 1970). Столица — г. София. Болгария. Белоградчикские скалы в западной части Стара-Планины. В административном отношении Б. делится (1969) на 28 округов (табл. 1), в т.ч. столица (на правах округа), которые, в свою очередь, делятся на городские и сельские общины. II. Государственный строй III. Природа IV. Население V. Исторический очерк Период капитализма. Болгарская коммунистическая партия, Болгарский земледельческий народный союз, Отечественный фронт, профсоюзы и другие общественные организации VII. Экономико-географический очерк IX. Медико-географическая характеристика XI. Наука и научные учреждения XIII. Литература XIV. Архитектура и изобразительное искусство XV. Музыка XVI. Балет XVII. Драматический театр XVIII. Кино |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|