Украинская Советская Социалистическая Республика XIV. Литература

Большая Советская Энциклопедия. Статьи для написания рефератов, курсовых работ, научные статьи, биографии, очерки, аннотации, описания.


А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я 1 2 3 4 8 A L M P S T X
УА УБ УВ УГ УД УЕ УЖ УЗ УИ УЙ УК УЛ УМ УН УО УП УР УС УТ УФ УХ УЦ УЧ УШ УЩ УЭ УЮ УЯ
УКА
УКЕ
УКИ
УКЛ
УКМ
УКО
УКР
УКС

XIV. Литература

Древняя литература. Первоисточник украинской литературы — в литературе Киевской Руси (9—12 вв.). До этого у древнерусской народности сложились богатые и разнообразные формы фольклора — обрядовые (календарные и бытовые) песни, колядки, сказки, причитания, загадки, пословицы, поговорки; с 10—11 вв.— былины. С принятием христианства (988) возникла потребность в развитии церковнославянской письменности. Переводная христианская литература (библейские книги, апокрифы, церковные и исторические хроники, сочинения «отцов церкви») и светская (повести, сказания) способствовали возникновению оригинальной литературы — летописей, проповеднической, агиографической паломнической и др. произведений. Общим памятником русской, украинской, белорусской литератур было «Слово о полку Игореве» (конец 12 в.), вобравшее в себя лучшие народнопоэтическое и книжные традиции, ставшее ярким свидетельством высокой художественной культуры эпохи. Монголо-татарское нашествие (13 в.), экспансия литовских князей (14 в.), беспрерывные турецкие и татарские набеги (15—17 вв.) задержали интенсивное развитие литературы. Традиции письменности Киевской Руси продолжаются в оригинальном летописании [Галицко-Волынская, Западнорусская (13—15 вв.), Краткая Киевская (до 1543) летописи], проповеднической, житийной, паломнической прозе и в переводной церковной и светской литературе с элементами украинского письменного языка («Руськоï мови»), например в так называемом Закарпатском-Королевском (1401) и Пересопницком (1556—61) евангелиях. Но и в это время многие памятники были общими для украинской, русской и белорусской литератур («Житие Александра Невского», «Слово о погибели русской земли», «Слово о Лазареве воскресении» и др.). В начале 16 в. возникают в устном народном творчестве эпико-лирические думы и исторические песни.

Украинская ССР. «Бегство в Египет». Фрагмент росписей церкви Николая в с. Горяны (Закарпатская обл.) 13—14 вв. Украинская Советская Социалистическая Республика.

Украинская ССР. «Бегство в Египет». Фрагмент росписей церкви Николая в с. Горяны (Закарпатская обл.) 13—14 вв.

  Более интенсивное развитие собственно древне-украинской литературы происходит в эпоху общеевропейского Возрождения при нарастании освободительной борьбы против социального, национального и религиозного гнёта чужеземных поработителей. Освободительная война 1648—54 под руководством Богдана Хмельницкого, окончившаяся воссоединением У. с Россией (1654), оказала огромное влияние на подъём культурно-просветительского движения, прежде всего в сопротивлении католическо-иезуитской экспансии; на организацию церковно-общественных братств в городах, укрепление старых и новых культурных центров, создание школ, книгопечатания, возникновение которого (1574) связано с именем русского первопечатника И. Федорова; на расширение культурных и литературных связей не только со славянами, но и западноевропейским Возрождением. В литературе этого периода наряду с традиционными ораторско-проповедническими (К. Транквилион-Ставровецкий), житийными (новые редакции Киево-Печерского патерика), паломническими (Даниил Корсунский), историко-мемуарными (Острожская, Львовская, Хмельницкая летописи) произведениями появляются новые виды — полемическая проза, школьное стихотворство, вирши-декламации, диалоги, интермедии. Возникновение оригинальной полемической прозы связано как с протестантской антикатолической литературой Запада, так и непосредственно с Брестской унией 1596. Ещё до провозглашения унии против иезуитско-католического нашествия выступили анонимные авторы и ректор Острожской школы Г. Смотрицкий; выдающимися представителями полемической прозы были И. Вышенский, С. Зизаний, Христофор Филалет (псевдоним), Клирик Острожский (псевдоним), М. Смотрицкий (около 1578—1633), З. Копыстенский и др. Их богословская полемика носила ярко выраженный социальный характер и была направлена против феодально-крепостнических порядков, церковных и светских вельмож, в защиту православия и «простых холопов». С развитием книгопечатания появляются первые силлабические стихи, собственно вирши А. Рымши и Г. Смотрицкого, а также панегирические, геральдические, морально-дидактические, духовные вирши и вирши-эпиграммы К. Транквилиона-Ставровецкого, Т. Земки, Г. Дорофеевича, Виталия и др. Стихами писались диалоги и сценки-декламации на рождественские и пасхальные сюжеты (П. Берында, А. Скульский), интермедии.

  Во 2-й половине 17 — 1-й половине 18 вв. литература обогащается новыми идейно-тематическими и жанрово-стилистическими произведениями. Многие писатели были одновременно украинскими и белорусскими, украинскими и русскими деятелями (С. Полоцкий, Ф. Прокопович, С. Яворский, Г. Конисский и др.). В прозе бытуют жанры полемической (М. Андрелла, И. Галятовский, Л. Баранович), ораторско-проповеднической (А. Радивиловский), житийной (Д. Туптало-Ростовский), паломнической (В. Барский) литературы, а также новая историко-мемуарная литература (казацкие летописи Самовидца, Г. Грабянки, С. Величко, «Синопсис» неизвестного автора и др.). В богословско-морализаторской форме проповедники и полемисты ставили важные патриотические и социальные вопросы, утверждали достоинство и права простого человека; они обращались к фольклорным и книжным мотивам мировой литературы, вводили новомодное красноречие и стихосложение — так называемое «школьное барокко» («Наука, албо способ зложеня казаня» И. Галятовского, сборник стихов «Зегар с полузегарком» и «Млеко от овцы пастырю надежное» И. Величковского). Авторы казацких летописей-мемуаров основное внимание обращали на изображение освободительной войны украинского народа 1648—54; во многих из них отразилась идеология казацкой старшины. Высокого уровня достигла теория поэтики школьной драматургии и стихотворства в коллегиях и Киево-Могилянской академии. Жанровым, идейно-тематическим и художественным богатством отличались стихи на исторические темы и светская лирика анонимных авторов, С. Яворского (1658—1722), Ф. Прокоповича (1681—1736), Климентия Зиновиева. Стихотворными были и основные жанры школьной драматургии: трагедия, комедия, трагикомедия, интермедия с её главными циклами (рождественские драмы Д. Туптало-Ростовского, М. Довгалевского, пасхальные — Довгалевского, С. Ляскоронского, анонимных авторов), миракли (анонимный «Об Алексии, человеке божием»), моралите (В. Лащевского, Г. Конисского), исторические («Владимир» Ф. Прокоповича, «Милость божия...» неизвестного автора). Утверждается и народная драма — интермедия и вертеп, постепенно наполняющиеся социально-бытовыми и сатирическими элементами.

  Украинская литература 18 в. в целом характеризуется укреплением украинско-русских связей (влияние А. Д. Кантемира, В. К. Тредиаковского, М. В. Ломоносова, А. Н. Радищева, Н. И. Новикова), отмиранием старых церковно-богословских схоластических традиций и ориентацией на народную поэзию и язык, развитием новых жанров светской лирики, бурлескно-юмористических произведений, социальной сатиры. Авторами многих произведений 18 в. были «странствующие дьяки», ученики школ, коллегий, бурс. Они создавали стихотворные и прозаические травестии, пародии на церковные службы, юмористические «нищенские вирши» о своей полуголодной жизни. Многие из них были и авторами сатир на духовенство, казацкую старшину, феодалов-крепостников («Вирша о бедном Кирике и жадном попе», «Отец Негребецкий», «Пекельный Марко», «Плач киевских монахов», «Сатирическая коляда», «Плач дворянина», сатирические произведения И. Некрашевича и др.).

  Эпилогом древней и прологом новой украинской литературы явилось творчество Г. С. Сковороды (1722—94) — выдающегося философа-просветителя, писателя и педагога (сборник «Басни Харьковские», сборник стихов «Сад божественных песней», притчи, эпистолы). Литература 16—18 вв. подготовила идейно-эстетическую почву для появления новой украинской литературы.

  В. Л. Микитась.

Литература середины 18 — начала 20 вв. Усиление интереса к жизни народа и его культуре, накопление элементов народного языка и реалистичности, проникновение идей гуманизма и секуляризация культуры создали на рубеже 18—19 вв. предпосылки для появления в украинской литературе новых черт, придававших ей характер литературы нового времени. Первым произведением новой украинской литературы явилась бурлескная поэма (см. Бурлеска) И. П. Котляревского (1769—1838) «Энеида» (ч. 1—3, 1798; ч. 1—4, 1809; ч. 1—6, 1842). В условиях формирования украинской нации и возрастания роли народных масс «Энеида» представляла миру новую этническую общность — украинский народ с чертами его исторического прошлого и национального характера; рисовала быт, обычаи и нравы всех слоев общества, выражала критическое отношение к порокам феодально-крепостнического общества; поэма проникнута духом гуманизма, сочувствием и любовью к народным массам. Пьесами «Наталка Полтавка» и «Солдат-чародей» (обе — поставлены 1819) Котляревский положил начало новой украинской драматургии. Он заострил внимание на художественном познании народной жизни и характеров, на нравственно-этической проблематике; утвердил в украинской литературе бурлескную поэму и оду, бытовую драму, водевиль, лирическое стихотворение-песню. Писатель органически соединил лучшие традиции устной и книжной словесности, закрепил народные основы литературного языка, в большой мере способствовал включению новой украинской литературы в общероссийский литературный процесс.

Открытие новой доменной печи на Донецко-Юрьевском заводе. 1896. Украинская Советская Социалистическая Республика.

Открытие новой доменной печи на Донецко-Юрьевском заводе. 1896.

  Становление новой украинской литературы отражает сложный процесс синтеза и противоборства различных общественно-политических и художественных тенденций. Усиление социального и национального гнёта на У., полное закрепощение крестьянства отрицательно сказывались на формировании украинской национальной культуры. Вместе с тем широкое вовлечение У. в экономическую и политическую жизнь России, участие украинских деятелей в общероссийской культурной жизни способствовали развитию прогрессивных тенденций в общественной жизни У. В Харькове и др. городах появляются периодические издания, альманахи и журналы на русском языке, в которых освещаются вопросы украинской истории и народной жизни («Харьковский Демокрит», «Украинский вестник», «Украинский журнал», «Утренняя звезда», «Украинский сборник» и др.). В Петербурге, Москве, Харькове и Львове в 20— 30-е гг. выходят первые сборники украинских песен: «Опыт собрания старинных малороссийских песней» (1819) Н. А. Цертелева, «Малороссийские песни» (1827), «Украинские народные песни» (1834) М. А. Максимовича и др.; альманахи и сборники на украинском языке — «Ластовка» (1841), «Молодик» (1843—44) и др. Украинская тематика утвердилась в творчестве многих русских литераторов. Украинский язык и литература отстаивали право на самостоятельное существование и развитие.

Демонстрация на Крещатике в честь 300-летия воссоединения Украины с Россией. Киев. 24 мая 1954. Украинская Советская Социалистическая Республика.

Демонстрация на Крещатике в честь 300-летия воссоединения Украины с Россией. Киев. 24 мая 1954.

  В литературу пришли талантливые писатели — П. П. Гулак-Артемовский (1790— 1865), Г. Ф. Квитка-Основьяненко (1778—1843), Е. П. Гребёнка (1812—48) и др. Украинская литература развивалась в это время на украинском и русском языках. Оказавшись в русле общероссийского ускоренного литературного развития, она представляла собой многослойную и пёструю картину; в ней сосуществовали элементы классицизма и сентиментализма, романтизм и просветительский реализм, наблюдалось смешение стилей и жанров. В 20—40-е гг. на первое место выдвинулась басня (Гулак-Артемовский; Л. И. Боровиковский, 1806— 1889; Гребёнка и др.); началось развитие прозаических жанров, появились переводы с русского и др. языков. В творчестве Котляревского, Гулак-Артемовского, Квитки-Основьяненко, Гребёнки, Константина Пузыны (1790—1850) и др. развивались черты реалистического бытописания, делались попытки социального анализа действительности.

  Родоначальником новой украинской прозы и одним из первых создателей простонародной повести является Квитка-Основьяненко. Изображая крестьянский быт в юмористических рассказах, повести «Конотопская ведьма» (1834), комедии «Сватанье на Гончаровке» (1836), он продолжал традиции бурлеска, широко использовал народный анекдот и предание. В центре его сентиментально-реалистических повестей («Маруся» «Козырь-девка», «Сердешная Оксана», «Щирая любовь» и др.) — положительный герой из народа как носитель высокой морали. Вместе с тем в творчестве Квитки-Основьяненко проявились и приверженность монархии и крепостническому строю, идеализация патриархальных нравов, проповедь христианского смирения.

  В 1820-е гг. в украинской литературе возникает романтическое направление, для которого в это время характерны противоречивое соединение прогрессивных и консервативных тенденций, слабость и невыразительность положительной программы. В творчестве А. Л. Метлинского (1814—70), Н. И. Костомарова (1817—85), Боровиковского, А. С. Афанасьева-Чужбинского (1817—75) преобладали пессимизм, тоска по невозвратному историческому прошлому У., рисовавшемуся им в идеализированном свете. Консерватизмом и реакционностью отмечены произведения П. А. Кулиша (1819—1897) и А. А. Корсуна (1818—91). В то же время украинские романтики отражали в своём творчестве стремление личности к свободе, углубляли психологическую характеристику лирического героя, развивали изобразительные средства поэзии, продуктивно осваивали поэтику народной песни (Гребёнка М. Н. Петренко, 1817—?; В. Н. Забила, 1808—69, и др.), создали на фольклорной основе жанры литературной баллады, романса, исторические поэмы, трагедии.

  С началом деятельности «руськоï трiйцi» («русской троицы») — М. С Шашкевич (1811—43), Я. Ф. Готовацкий (1814—88), И. Н. Вагилевич (1811—66) — и выходом в свет альманаха «Русалка Днiстровая» (1837) начинается формирование черт новой украинской литературы и в Галиции. Выступлением против политического и социального гнёта, церковно-литературных авторитетов, введением в литературу народного языка и поэзии «Русалка Днicтровая», по словам И. Я. Франко, была для своего времени явлением насквозь революционным. В этот период в Галиции вступают в литературу Н. Л Устиянович (1811—85), А. Л. Могильницкий (1811—73), а в Закарпатье — А. В. Духнович (1803— 65).

  Новый этап развития украинской литературы начинается творчеством Т. Г. Шевченко (1814—61), появлением его «Кобзаря» (1840) и поэмы «Гайдамаки» (1841). Начав в русле романтизма и будучи представителем его революционного крыла, Шевченко наряду с произведениями на темы исторического прошлого У., где он искал пример и нравственную силу для борьбы с самодержавием, обращался к жизни крестьянства и заявлял гневный протест против крепостнической действительности. Политический, философский, эстетический и литературный взгляды Шевченко, его реалистический творческий метод развивались под влиянием освободительного движения в России, в особенности идей декабристов и деятельности русских революционеров демократов. Шевченко поднял кардинальные вопросы жизни общества, сделал литературу средством воспитания классового сознания народа. Он едко изобличал националистический псевдопатриотизм и показное народолюбие украинского либерального барства. На основе народной поэзии Шевченко создал поэтический мир, характеризующийся оригинальным образным мышлением богатым и развитым литературным языком, глубоким проникновением в сущность общественных явлений, социальных конфликтов и характеров. Он дал украинской литературе политическую и философскую поэзию, социальную сатиру, утвердил в ней ряд новых жанров, безмерно обогатил средства поэтической выразительности. Творчество Шевченко приобрело мировое значение и оказало огромное влияние на развитие литературы и культуры во всех славянских странах.

Сцена из спектакля «Гайдамаки» по Т. Г. Шевченко. Первый драматический театр им. Т. Г. Шевченко. Киев. 1920. Украинская Советская Социалистическая Республика.

Сцена из спектакля «Гайдамаки» по Т. Г. Шевченко. Первый драматический театр им. Т. Г. Шевченко. Киев. 1920.

  В 50—60-е гг. в литературно-критической и литературно-эстетической мысли на У. уже четко проявляются 2 главных направления: революционно-демократическое и либерально-буржуазное. Последнее в лице её теоретика Кулиша, ратуя за народность литературы, требовало от неё этнографически-бытовой достоверности, религиозно-дидактической тенденциозности в духе украинского буржуазного национализма. Эти принципы Кулиша нашли отражение в его «Малороссийских рассказах» (1841) и др. произведениях, а также в некоторых рассказах Костомарова, творчестве А. П. Стороженко (1805—74) и др.

  Реалистические тенденции украинской литературы в 40—60-х гг. нуждались в развитии и пересмотре в духе революционно-демократической эстетической мысли. Подобно Шевченко в поэзии, эту задачу в прозе решала Марко Вовчок (М. А. Маркович, 1833—1907), утверждавшая в ней критический реализм: антикрепостнические «Народные рассказы» (т. 1—2, 1857—62), повесть «Институтка» (1860) и др. В повести и многих рассказах Марко Вовчок показывает пробуждение классового сознания крестьянства, нарастание в этой среде возмущения и переход к открытому протесту против феодально-помещичьих порядков, рисует характеры бескомпромиссные, волевые, отважные. К Марко Вовчок приближался А. П. Свидницкий (1834—71), автор первого в украинской литературе социального романа «Люборацкие» (написан в 1861—62, опубликован 1886, полностью — 1901). В русле реалистических традиции находилась и «малая проза» писателей, выступавших в 1861—62 в журнале «Основа»: Д. Мордовец (Д. Л. Мордовцев, 1830—1905), М. Олелькович (М. Н. Александрович 1840—81), М. Чайка (В. Гуглинский) и др. В то же время в «Основе» печатались произведения Ганны Барвинок (А. М Белозерская-Кулиш, 1828—1911), П. С. Кузменко (1831—67), содержащие натуралистические описания этнографических подробностей крестьянского быта. Творчество Шевченко вызвало к жизни целую плеяду последователей, среди которых Л. И. Глебов (1827—93) — талантливый баснописец, изобличавший пороки феодально-крепостнического общества; С. В. Руданский (1834—73) — поэт-реалист демократического направления, создавший образцы интимной лирики, юмористические и сатирические стихи актуального гражданского; звучания поэт-романтик Я. И. Щоголев (1823— 1898).

  В Галиции, на Буковине и в Закарпатье в 60-е гг. в литературу также пришёл ряд поэтов демократического направления — В. М. Шашкевич (1839—85), А. И. Павлович (1819—1900) и др., в лучших произведениях которых звучали мотивы единения украинских земель, любовь к порабощенному народу. Осип Юрий Федькович (1834—1888) — один из видных украинских писателей-демократов, основатель новой украинской литературы на Буковине. Главными темами его поэзии («Стихотворения Иосифа Федьковича», 1862) являются тяжелая жизнь крестьянства, пороки духовенства, освободительная борьба славянских народов. Популярность Федьковичу принесли его романтико-реалистические рассказы и повести («Штефан Славич», «Кто виноват?», «Сердце не научить», «Сафат Зинич». «Трое, как родные братья» и др.).

  В 60—70-е гг., несмотря на цензурные притеснения и запреты, украинская литература, органически связанная с освободительным движением России, продолжает развиваться. Определяющая роль в ней принадлежит революционно-демократическим и демократическим силам.

  В 70—80-е гг. в украинскую литературу приходят крупнейшие писатели-реалисты  И. С. Нечуй-Левицкий (1838—1918), Панас Мирный (А. Я. Рудченко, 1849— 1920), И. Карпенко-Карый (И. К. Тобилевич, 1845—1907), революционный демократ писатель и учёный И. Я. Франко (1856—1916). Издание произведений украинских писателей перемещается в Галицию, где при непосредственном участии Франко организуется ряд периодических изданий демократического и революционно-демократического направления «Друг» (1874—77), «Громадський друг» (1878), «Дзвiн» (1878), «Молот» (1878) «Свiт» (1881—82), «Народ» (1890—95) «Хлiбороб» (1891—95), «Житεi слово» (1894—97) и др. В Женеве в 1878—82 выходят общественно-политические и социально-экономические бесцензурные сборники под редакцией М. П. Драгоманова (1841—95), М. И. Павлика (1853—1915) и др.

  В 70—90-е гг. революционно-демократическая литературно-эстетическая мысль отстояла и развила революционные традиции Шевченко, достижения русской материалистической эстетики, принципы критического реализма, идейности и народности литературы. Важнейшая роль принадлежит в этом Франко, который, опираясь на теоретическое наследие В. Г. Белинского и Н. Г. Чернышевского, с 70-х гг. начинает разрабатывать материалистические принципы и взгляды на общественную роль и задачи литературы, в частности вопрос об общественной природе искусства, о социологических основах литературной критики и материалистичности эстетики; он вскрывает гносеологические корни идеалистических концепций искусства, несостоятельность декадентской теории «чистого искусства». В 70—90-х гг. в галицийских периодических изданиях печатают критические и публицистические статьи Павлик, Леся Украинка (Л. П. Косач, 1871— 1913), П. А. Грабовский (1864—1902), В. С. Стефаник (1871—1936), Драгоманов.

  Украинская проза делает решительный шаг к обобщённым картинам социального быта, к анализу всех обстоятельств формирования характеров в их сопряжении с социальной средой и историей. Наряду с рассказом, повестью, исторической драмой, бытовой комедией, документальным очерком в украинской литературе появляется монументальная проза — социально-бытовой и социально-психологический роман. Тематический диапазон литературы расширяется за счёт отражения жизни пореформенного села, наёмных рабочих капиталистических предприятий; в литературу входит жизнь интеллигенции, чиновников, капиталистов, пролетариата, людей социального «дна». Уже в первых произведениях Нечуя-Левицкого — повести «Две солдатки» (1868) и др. — предстают широкие картины общественного быта, трагизм и безысходность жизни крестьян в пореформенном селе. В романе «Микола Джеря» (1878) и повести «Бурлачка» (1876) он изображает пролетаризацию села, созревание классового сознания и протеста рабочих, фабричный быт и первых «чумазых» — «губернаторов мужицкого пота и слёз». В романах «Тучи» (1874), «Над Чёрным морем» (1888—90) из жизни интеллигенции и мещанства проявилась либерально-буржуазная и национальная ограниченность Нечуй-Левицкого. Блестящими образцами сатиры являются его произведений из жизни духовенства («Старосветские батюшки и матушки», 1884—85, «Афонский проходимец», 1890).

  Развитие социально-психологической повести и романа связано в украинской литературе в основном с именем Панаса Мирного, повесть которого «Пьяница» (1874) раскрывала трагическую судьбу «маленького человека» в антигуманном обществе. В его повести «Лиходеи» (1877) впервые появляются образы революционеров-народников 70-х гг., ищущих ответ на вопрос «что делать?». Энциклопедией украинской общественной жизни, своеобразной историей украинского буржуазного общества 2-й половины 19 в. явились романы Мирного «Разве ревут волы, когда ясли полны?» (1880, Женева; цензурное название «Пропащая сила») и «Гулящая» (ч. 1—2, 1883—84; ч. 1—4, 1928).

  Поднимается на новую ступень украинская драматургия. Жизнь различных классов и общественных групп отражена в социально-бытовых драмах М. Л. Кропивницкого (1840—1910): «Дай сердцу волю, заведёт в неволю» (1863), «Пока солнце взойдёт, роса очи выест» (1882), «Две семьи» (1888—89), «Мироед, или Паук» (1882). В пьесах украинского драматурга Карпенко-Карого, создавшего новый для украинской литературы жанр социальной сатирической комедии, драмы и трагедии, главная тема — изобличение капиталистического хищничества, жадности, скупости, ханжества и ограниченности новых «чумазых»: «Батрачка» (1887), «Сто тысяч», «Мартын Боруля» (обе опубликованы 1891), «Хозяин» (1902). Драматург сочетает серьёзное и комическое, возвышенное и низменное, вводит в сатирическое изображение элементы гротеска. Тема связи творческой интеллигенции с народом представлена в его сатирической комедии «Суета» (1905). Верность народным идеалам в социальной и национальной борьбе утверждается в исторической трагедии «Савва Чалый» (1899).

  Заметная роль в развитии демократических тенденций в украинской литературе принадлежит М. П. Старицкому (1840—1904) и И. И. Манжуре (1851—93). В лучших поэтических произведениях Старицкий, стремясь следовать реалистическим традициям Шевченко и Н. А. Некрасова, утверждал высокое гражданское призвание поэта; ему принадлежат пьесы на современные и исторические темы: «Не суждено» (1883), «Ой не ходи, Грицю...» (1890), «Судьба» (1894), «Богдан Хмельницкий» (1897), «Оборона Буши» (1899). Либерально-буржуазную и национально-ограниченную, культурническую программу проводили в своём творчестве Олена Пчилка (О. П. Косач-Драгоманова; 1849—1930) и А. Я. Конисский (1836— 1900); близко к ним стоял и Б. Д. Гринченко (1863—1910), сумевший, однако, в 900-е гг. выйти на путь общероссийского демократического движения. Начав свой творческий путь как революционер народник и выразитель интересов беднейшего крестьянства, к пониманию важности классовой борьбы пролетариата приходит П. А. Грабовский (1864—1902): поэмы «Из Сибири» (1888), «Текинка» (1892); сборники стихов «Подснежник» (1894), «С Севера» (1896), «Кобза» (1898).

Украинская ССР. Сцена из оперы «Богдан Хмельницкий» К. Ф. Данькевича. Одесский театр оперы и балета. 1954. Украинская Советская Социалистическая Республика.

Украинская ССР. Сцена из оперы «Богдан Хмельницкий» К. Ф. Данькевича. Одесский театр оперы и балета. 1954.

  Начало нового этапа в украинской поэзии после Шевченко знаменует творчество Франко: поэтические сборники «С вершин и низин» (1887), «Увядшие листья» (1896), «Мой Измарагд» (1898), «Поэмы» (1899), «Из дней печали» (1900), «Semper tiro» (1906). Франко создал новую политическую и философскую лирику, современную поэму, в которой затрагивались сложные политико-моральные и философские вопросы, связанные с проблемами освободительного движения («Смерть Каина», 1889; «Похороны», 1899; «Иван Вышенский», 1900; «Моисей», 1905, и др.). Художник социально-исторического мышления, прослеживающий воплощение общего, исторического в индивидуальных судьбах, Франко в своих повестях и романах («Boa Constrictor», 1879; «Борислав смеется», 1880—81; «Столпы общества», 1894—95; «Для домашнего очага», 1897; «Перепутья», 1900, и др.), драме «Украденное счастье» (1894) поднимал социальные проблемы общенародного значения. Писатель предугадывал историческую роль рабочего класса в коренном преобразовании жизни всего общества («Борислав смеется»). Франко видел историческую ограниченность критического реализма и, показывая в отдельных произведениях жизнь в её революционном развитии, создавал тем самым важные предпосылки для формирования в украинской литературе основ социалистического реализма.

Сцена из спектакля «Украденное счастье» И. Я. Франко. 1940. Драматический театр им. И. Я. Франко. Украинская Советская Социалистическая Республика.

Сцена из спектакля «Украденное счастье» И. Я. Франко. 1940. Драматический театр им. И. Я. Франко.

  Под воздействием Франко развивается творчество Павлика, С. М. Ковалива (1848—1920), Н. И. Кобринской (1855— 1920), Т. И. Бордуляка (1863—1936), О. С. Маковея (1867—1925), Стефаника, Леся Мартовича (1871—1916), Марка Черемшины (1874—1927), показавших в своих произведениях предельное обнищание и разорение крестьянства Галиции в условиях капиталистического развития. Жизнь буковинского крестьянина, разрушительную силу «власти земли», тяжёлое экономическое и политическое угнетение народных масс в Австро-Венгерской империи изображала в повести «Земля» (1902) О. Ю. Кобылянская (1863—1942). С именами Стефаника, Мартовича, Черемшины, М. М. Коцюбинского (1864—1913) связан расцвет украинской новеллы.

Кадр из фильма «Земля». Реж. А. П. Довженко. 1930. Украинская Советская Социалистическая Республика.

Кадр из фильма «Земля». Реж. А. П. Довженко. 1930.

  Плеяда выдающихся писателей-реалистов революционно-демократического направления — Леся Украинка, Коцюбинский, Стефаник и др.— испытала на себе благотворное влияние марксизма. Страстный борец против политического гнёта, за демократические свободы и права личности, Леся Украинка способствовала расцвету украинской гражданской поэзии (сборники «На крыльях песен», 1893; «Думы и мечты», 1899; «Отзвуки», 1902; лиро-эпические поэмы «Старая сказка», 1896; «Роберт Брюс, король Шотландский», 1894, и драматические поэмы «Кассандра», 1908; «В пуще», 1910; «Лесная песня», 1912). Проблематика произведений Леси Украинки — философское осмысление положения человека в классово антагонистическом обществе, поиски путей к освобождению личности и народа. Большое место в её творчестве занимает проблема художника и общества, стремление превратить поэтическое слово в оружие борьбы за народные интересы. Творчество Леси Украинки, её литературно-критические статьи активно противостояли реакционным лозунгам аполитичности, пессимизма, ухода от действительности, выдвигаемым поэтами-декадентами (В. Н. Пачовский, 1878—1942; Г. О. Чупринка, 1879—1921; Б. С. Лепкий, 1872—1941, и др.), буржуазно-националистическому индивидуализму и презрению к массам (В. К. Винниченко, 1880—1951).

Сцена из балета «Лесная песня» М. А. Скорульского. 1946. Театр оперы и балета им. Т. Г. Шевченко. Украинская Советская Социалистическая Республика.

Сцена из балета «Лесная песня» М. А. Скорульского. 1946. Театр оперы и балета им. Т. Г. Шевченко.

  Крупный шаг в развитии социально-психологической новеллы, повести и романа представляет творчество Коцюбинского, отразившего в своих произведениях сложную общественно-политическую и нравственно-психологическую атмосферу периода Революции 1905—07 («Смех», 1906; «В дороге», 1907; «Persona grata», 1908; «Intermezzo», 1909; «Подарок на именины», 1912; «Кони не виноваты», 1912). Показав в романе «Fata morgana» (ч. 1—2, 1904—1910) бесперспективность стихийной борьбы крестьянства, Коцюбинский создал здесь образ нового народного героя, нашедшего путь к организованной революционной борьбе. Среди ярких творческих дарований, вошедших в украинскую литературу в предреволюционное двадцатилетие, выделяются писатели-реалисты демократического направления А. Е. Тесленко (1882—1911) и С. Васильчепко (С. В. Панасенко, 1879—1932).

  Идейно-эстетические поиски новой украинской литературы дооктябрьского периода, серьёзные достижения в развитии реализма и народности обеспечили ей заметное место в мировой литературе и создали предпосылки для расцвета украинской литературы в советское время.

  М. Т. Яценко.

Украинская советская литература — качественно новое явление, синтезировавшее революционно-демократические традиции классической литературы и новаторство художественных идей и форм искусства социалистического реализма. Оплодотворённая учением В. И. Ленина о социалистической культуре, благодаря ленинской национальной политике Коммунистической партии украинская советская литература становится мощным фактором строительства нового мира и формирования социалистического самосознания народа. Советская украинская литература развивается в тесном взаимодействии со всеми литературами Советского Союза и прежде всего с русской советской литературой.

Деревянная архитектура. Трёхсрубная Михайловская церковь с «заломами» в Мукачеве. Украинская ССР. 1777. Украинская Советская Социалистическая Республика.

Деревянная архитектура. Трёхсрубная Михайловская церковь с «заломами» в Мукачеве. Украинская ССР. 1777.

  Уже в первые годы после Октябрьской социалистической революции в украинскую литературу пришли новые силы из среды рабочих и крестьян, демократической интеллигенции; на сторону Советской власти стали лучшие из писателей, начавших свой творческий путь до революции. Становление украинской советской литературы происходило в обстановке острой классовой борьбы; часть писателей, не понявших значения социалистической революции, оказалась в лагере националистической эмиграции, некоторые из них, осознав свои заблуждения, вскоре вернулись на Родину.

  Первыми значительными явлениями советской украинской литературы были сборники стихов «Плуг» (1920) П. Г. Тычины (1891—1967), «Красная зима» (1921) В. Н. Сосюры (1898—1965) и др. Путь к социалистическому реализму у ряда писателей был довольно сложным, чему пример символистско-импрессионистический сборник стихов Тычины «Вместо сонетов и октав» (1920) или творческая эволюция М. Ф. Рыльского (1895—1964), для поэзии которого в годы Гражданской войны 1918—20 были характерны аполитизм, отрыв от социальных проблем. Участие в революционной борьбе, пребывание в рядах Красной Армии определили дальнейший путь прозаиков А. В. Головко (1897—1972), М. Ирчана (А. Д. Бабюк, 1897—1937), П. И. Панча (р. 1891).

  К концу Гражданской войны и на протяжении 20-х гг. в украинскую литературу приходят писатели, чьё творчество определило её идейно-тематическую направленность. Это, кроме названных выше, — Микола (Н. П.) Бажан (р. 1904), П. М. Усенко (1902—1975), Остап Вишня (П. М. Губенко, 1889—1956), А. И. Копыленко (1900—1958), Ю. И. Яновский (1902—54), Ю. К. Смолич (1900—76), Иван Ле (р. 1895), А. Е. Корнейчук (1905—72), И. К. Микитенко (1897—1937), С. Д. Скляренко (1901—62); драматурги Н. Г. Кулиш (1892—1942), И. А. Кочерга (1881—1952) и др.

  С 1922 начинается объединение в различные союзы и организации писателей, которые, отказавшись от пролеткультовских заблуждений, стремились к участию художественным словом в социалистическом строительстве: «Плуг» (1922—32), «Гарт» (1923—25), «Всеукраинский союз пролетарских писателей» (1927—32), а также союз комсомольских писателей «Молодняк» (1926—32) и организация писателей, выходцев из Западной У.,— «3ахiдна Украïа» (1925—33). В идейно-художественной борьбе тех лет различные творческие позиции занимали: «Аспанфут» («Ассоциация панфутуристов», 1922), «Новая генерация» (1927—31), организация украинских конструктивистов «Авангард» (1926—29), руководимая национал-уклонистом М. Хвылевым (1893—1933) «Ваплите» («Вольная академия пролетарской литературы», 1925—28) и в известной степени продолжавшие её линию «вне групповой» альманах «Лiтературний ярмарок» (1928—29) и организация «Пролитфронт» (1930—31). В процессе идейной борьбы многие украинские писатели укреплялись на позициях социалистического реализма.

  К 10-летию Октябрьской революции украинская литература пришла с крупными произведениями: роман Головко «Бурьян» (1927) о становлении нового человека украинского советского села; цикл повестей Панча «Голубые эшелоны» (1928); поэма Сосюры «Ответ» (1927); комедия Я. А. Мамонтова (1888—1940) «Республика на колёсах» (1928). Значительные произведения украинской литературы не исчерпываются названными. В поэзии — это «Ветер с Украины» (1924) Тычины и «КСМ» (1925) Усенко, «Цель и предел» (1927) Н. И. Терещенко (1898—1966) и «В окружении» (1927) И. Ю. Кулика (1897—1941), «Строения» (1929) Бажана и «Где сходятся дороги» (1929) Рыльского, стихи и сборники поэтов младшего поколения В. А. Мысика (р. 1907), Т. Г. Масенко (1903—70), Л. С. Первомайского (1908—73). В прозе наряду с малыми формами развиваются роман и повесть — «Буйный хмель» (1925) Копыленко, «Братья» (1927) Микитенко, «Мастер корабля» (1928) Яновского, 1-я книга. «Романа межгорья» (1929) Ле, приключенческий роман «Последний Эйджевуд» (1926) Смолича. Литературная общественность резко выступила против натуралистических и националистических тенденций, проявившихся в творчестве некоторых писателей (В. П. Пидмогильный, 1901—41, и др.).

  В 20-е гг. рядом произведений обогатилась украинская драматургия, пришедшая к психологической драме, трагедии и комедии, а в тематике — к проблемам восстановления народного хозяйства, международному революционному движению. Широкий сценический успех имели драмы Ирчана «Семья щёточников» (1923) и «Яд» (1927); Кулиша «97» (1924) и «Коммуна в степях» (1925); Микитенко «Диктатура» (1929).

  По пути углубления народности, партийности, социалистического реализма пошла украинская литература после постановления ЦК ВКП (б) от 23 апреля 1932 «О перестройке литературно-художественных организаций».

  Годы довоенных пятилеток стали новым этапом в развитии украинской советской литературы. Неизмеримо возросли связи писателей с жизнью; лучшие произведения социалистического реализма отражают важнейшие социальные процессы, рост нового человека. Изживались остатки национальной ограниченности. Усиливалось внимание к современности, разрабатывалась историко-революционная и историческая тематика; большой интерес проявляют писатели к теме обороны страны. Серьёзных успехов достигла украинская драматургия: «Гибель эскадры» (1933), «Платон Кречет» (1934), «Правда» (1937), «Богдан Хмельницкий» (1939) и «В степях Украины» (1941) Корнейчука; «Песня о Свечке» (1931) и «Часовщик и курица» (1934) Кочерги; «Светите нам, звёзды!» (1930), «Девушки нашей страны» (1933) и «Соло на флейте» (1933—36) Микитенко; «Патетическая соната» (1931) и «Маклена Граса» (1932) Кулиша; «Ваграмова ночь» (1934) Первомайского; «Дума о Британке» (1938) Яновского и др.

  Картины социалистического строительства, эпопея Днепростроя, Харьковского тракторного завода, Магнитки и др. великих строек 1-й пятилетки отражены в романах «На берегах Славуты» (1941) Я. В. Ваша (р. 1908); «Рождается город» (1932) Копыленко; «Инженеры» (1934—37) Ю. Ю. Шовкопляса (р. 1903); «Звёздная крепость» (1933) О. Донченко (1902—54). Успехи и трудности колхозного строительства воссозданы в романах «Первая весна» (1931) Г. Д. Эпика (1901—42); «Аванпосты» (1933) И. У. Кириленко (1902— 1939); «Повесть о коммуне» (1930), «Сквар и сын» (1935) К. А. Гордиенко (р. 1899); «История радости» (1938) Ле; «Удай-река» (1938) О. Десняка (1909—42). В области историко-революционной прозы выделяются «Всадники» (1935) Яновского; «Мать» (1932) Головко; «Осада ночи» (1935) Панча; трилогия «Путь на Киев» (1937—40) Скляренко; «Восемнадцатилетние» (1938) Смолича. Появились произведения об освободительных войнах 17—18 вв.: романы «Людоловы» (т. 1—2, 1934—37) З. П. Тулуб (1890—1964); «Наливайко» (1940) Ле; историко-биографические повести «Сердце ждет» (1939; переработанное издание «Петербургская осень», 1941) А. Е. Ильченко (р. 1909); «Михаил Коцюбинский» (1940) Л. И. Смилянского (1904— 1966); «Ошибка Оноре де Бальзака»(1940) Н. С. Рыбака (р. 1913).

Руины Харьковского тракторного завода. 1943. Украинская Советская Социалистическая Республика.

Руины Харьковского тракторного завода. 1943.

  Большие успехи были достигнуты в поэзии. С особой силой в ней зазвучали мотивы советского патриотизма и дружбы народов (стихотворения Тычины «Партия ведёт», 1933, и «Чувство семьи единой», 1936; «Моя родина», 1936, Рыльского). Эпические произведения— поэму о С. М. Кирове «Бессмертие» (1937) и поэму «Отцы и сыновья» (1938) создал Бажан. Цикл стихов о Ленине написал Сосюра. Определилось дарование поэтов А. С. Малышко (1912—70), И. Л. Муратова (1912—73), И. А. Выргана (1908—75), Миколы (Н. Л.) Нагнибеды (р. 1911). В области литературы для детей и юношества успешно работали такие талантливые писатели, как Забила, Донченко, автор приключенческих повестей Н. П. Трублаини (1907—41), В. Н. Владко (1900—74), автор историко-революционных произведений О. Д. Иваненко (р. 1906), поэты М. А. Пригара (р. 1908), И. И. Нехода (1910—63), В. В. Бычко (р. 1912). Плодотворно работали в эти годы русские писатели, живущие на У.: Н. Н Ушаков (1899—1973), П. Г. Беспощадный (1895—1968), Л. Н. Вышеславский (р. 1914), прозаик Н. М. Строковский (1900—73).

  Семья советских украинских литераторов в концу 30-х гг. пополнилась писателями Западной Украины: С. И. Тудор (1892—1941), А. А. Гаврилюк (1911—41), Я. А. Галан (1902—49), П. С. Козланюк (1904—65), О. Ю. Кобылянская (1863—1942), Ю. С. Мельничук (1921—63), И. Вильде (р. 1907).

  С первых дней Великой Отечественной войны 1941—45 художественное слово украинских писателей звало народ к борьбе, к защите социалистической отчизны. В эти годы были созданы: «Песня про Зою Космодемьянскую» и «Похороны друга» Тычины, «Олег Кошевой» Сосюры, «Клятва» и «Даниил Галицкий» Бажана, «Курган» Первомайского, «Слово о матери-Родине» Рыльского, «Сердца храбрых» Л. Д. Дмитерко (р. 1911). На фронте возмужало дарование Малышко, С. Е. Голованивского (р. 1910), Н. С. Шеремета (р. 1906), П. О. Дорошко (р. 1910), М. А. Стельмаха (р. 1912), Н. А. Упеника (р. 1914), И. И. Гончаренко (р. 1908), Я. И. Шпорты (1922—56), в партизанских отрядах — М. И. Шпака (1909—42), П. Н. Воронько (р. 1913).

  В прозе ведущее место заняли жанры короткого рассказа, очерка, художественной публицистики. Появились и первые романы и повести о войне: В. Л. Василевской (1905—64) «Радуга» (1942), В. Н. Собко (р. 1912) «Кровь Украины» (1943), Смолича «Они не прошли» (1946) и др. Большой общественный резонанс получили пьеса «Фронт» (1942) Корнейчука и историческая драма «Ярослав Мудрый» (1946) Кочерги. В годы войны украинская литература понесла большие потери: погибли в боях и в застенках гестапо Десняк, Трублаини, К. М. Герасименко (1907—42), М. И. Хащеватский (1897— 1943), Шпак, Я. Д. Качура (1897—1943) и ряд др. писателей Советской У.

  В первые послевоенные годы украинская литература продолжала разрабатывать военную проблематику: в поэзии — «В дни войны» (1945) Бажана, «Четыре лета» (1946) Малышко, «Солдатские песни. 1941—1945» (1946) Первомайского, «Весенний гром» (1947) Воронько, «Горы и долины» (1946) С. А. Крыжановского (р. 1911), «Сандомирский плацдарм» (1948) Дорошко и многие др.; в прозе — трилогия-эпопея об освободительном походе Советской Армии «Знаменосцы» (книги 1—3, 1947—48) О. Гончара (р. 1918); осмыслению опыта военных лет посвящены повести «Черноморцы» (1948) В. С. Кучера (1911—67), «Аттестат зрелости» (1945) В. П. Козаченко (р. 1913), «Тайна Соколиного бора» (1948—49) Ю. О. Збанацкого (р. 1914), «Профессор Буйко» (1945) Ваша; в драматургии — «Под золотым орлом» (1947) Галана, «Жизнь начинается снова» (1950) Собко, «Генерал Ватутин» (1947) Дмитерко.

Сцена из спектакля «Генерал Ватутин» Л. Д. Дмитерко. Русский драматический театр им. Л. Украинки. 1974. Украинская Советская Социалистическая Республика.

Сцена из спектакля «Генерал Ватутин» Л. Д. Дмитерко. Русский драматический театр им. Л. Украинки. 1974.

  В последующие годы на передний план выступают произведения, рисующие духовный облик советского человека, его героический труд в восстановлении народного хозяйства, борьбе за мир, отражающие процессы дальнейшего утверждения идей интернационализма и дружбы народов. Выдающимися явлениями послевоенных десятилетий стали романы «Большая родня» (т. 1—2, 1949—51) Стельмаха, «Мир» (1956) Яновского; историческая проза обогатилась романами Панча «Клокотала Украина» (1954), Рыбака «Переяславская рада» (т. 1—2, 1948—53), А. Хижняка «Даниил Галицкий» (1951). Историко-революционной теме посвящены эпические полотна Головко — «Артем Гармаш» (1951—60), Козланюка — «Юрко Крук» (1946—50), Смолича — «Год рождения 1917» (1958—60), Гончара — «Таврия» (1952) и «Перекоп» (1957), А. Бойченко (1903—50) — «Молодость» (1945—1948). В жанре рассказа и очерка плодотворно работали И. Е. Сенченко (1901—75), С. М. Журахович (р. 1907), М. И. Чабанивский (1910—73), А. И. Шиян (р. 1906), Д. И. Бедзик (р. 1898). Появляются новые драматургические произведения: пьеса Корнейчука «Макар Дубрава» (1948), пьеса Галана о колхозном строительстве и классовой борьбе в западно-украинском селе «Любовь на рассвете» (1949, издана 1951); вопросы морали — в центре пьес В. П. Минко (р. 1902) «Не называя фамилий» (1953), Яновского «Дочь прокурора» (1954), Корнейчука «Крылья» (1954) и «Почему улыбались звёзды» (1957). Успешно развиваются в послевоенные годы юмор и сатира: сборник «Зенитка» (1947) Остапа Вишни, произведения С. И. Олейника (р. 1908), С. И. Воскрекасенко (р. 1906), юморески А. И. Ковиньки (р. 1900), В. Г. Большака (р. 1922), Ф. Ю. Макивчука (р. 1912), басни Н. П. Годованца (1893—1974).

В. И. Касиян. «Перекоп». Гравюра на дереве. 1927. Украинская Советская Социалистическая Республика.

В. И. Касиян. «Перекоп». Гравюра на дереве. 1927.

  Современный этап развития украинской литературы характерен углублением идейно-эстетического содержания произведений, повышением художественного мастерства писателей. Дальнейшее развитие получили гуманистические идеи советской литературы, связанные со вступлением советского общества в эпоху развитого социализма. Интенсивно развиваются все роды и жанры украинской литературы. В республике — большая литературная периодика. В журналах «Biтчизна» (с 1941), «Днiпро» (с 1944), «Радуга» (с 1951), «Жовтень» (с 1951), «Прапор» (с 1956), «Донбасс» (с 1923), в газетах «Лiтературна Украïна» (Киев, с 1927) и др. систематически печатаются новые произведения советских писателей. Были основаны новые издания — журнал «Всесвiт» (с 1958), газ. «Друг читача» (с 1960). Ежегодно выходит сборник «Сузipя» (с 1967), публикующий переводы произведений писателей братских литератур.

  Многообразны темы и проблемы современной украинской литературы. Главные из них — темы формирования характера человека эпохи развитого социализма, коллективиста, интернационалиста, труженика. Значительное влияние на расширение идейно-нравственных и эстетических горизонтов украинской литературы оказал А. П. Довженко (1894—1956). Его рассказы, пьесы, литературные сценарии «Поэма о море» (1956) и «Зачарованная Десна» (1955) во многом определили тональность современной украинской прозы и драматургии. По-прежнему большое внимание уделяется художественному отражению социальных и духовных преобразований в деревне: романы В. С. Земляка (р. 1923) «Родная сторона» (1956), Стельмаха «Правда и кривда» (1961), В. С. Бабляка (1916—70) «Вишнёвый сад» (1958—62), Н. Я. Зарудного (р. 1921) «На белом свете» (1967) и «Уран» (1970), Н. Г. Ищенко (р. 1926) «Течение» (1974). Исследуются темы рабочего класса и интеллигенции: романы — трилогия Шовкопляса «Человек живёт дважды» (1962—64), Загребельного «День для грядущего» (1964), «С точки зрения вечности» (1970), «Разгон» (1975), Собко «Лихобор» (1973), Ю. Д. Бедзика (р. 1925) «Голубизна» (1973). Появились новые произведения об Отечественной войне: «Человек и оружие» (1960) Гончара, «Дикий мёд» (1963) Первомайского, цикл повестей «Письма из патрона» (1960—70) Козаченко, «Последние километры» (1972) Дмитерко, «Жестокое милосердие» (1972) Ю. М. Мушкетика (р. 1929) и многие др. В художественной разработке украинской ленинианы наиболее значителен роман В. В. Канивца (р. 1923) «Ульяновы» (1967). Историческому прошлому У. посвящены романы Скляренко «Святослав» (1959) и «Владимир» (1962); трилогия Ивана Ле «Хмельницкий» (1957—65); «Диво» (1968), «Смерть в Киеве» (1972) и «Первомост» (1972) Загребельного.

  Во многих произведениях широко разрабатываются темы жизни города и деревни; их герои — рабочие, колхозники, интеллигенция; часто здесь скрещиваются и переплетаются временные планы — прошлое, настоящее, будущее: «Тронка» (1963) и «Циклон» (1970) Гончара; трилогия Стельмаха «Хлеб и соль» (1959), «Кровь людская — не водица» (1957) и «Большая родня» (1949—51); «Водоворот» (1959—62) Г. М. Тютюнника (1920—61), «Жванчик» (1969) Бабляка, «Сестры Ричинские» (1955—60) Вильде, «На калиновом мосту» (1965) Панча, «Лебединая стая» (1971) Земляка. Историко-фольклорный роман «Козацкому роду нет переводу» (1958) опубликовал Ильченко; роман о Т. Г. Шевченко «Молодость поэта» (книги 1—2, 1960—63) — Смилянский; «Подземные громы» (1971) — Д. Бедзик. В жанре повести и рассказа успешно выступают Е. Ф. Гуцало (р. 1937) В. Г. Дрозд (р. 1939), Р. Н. Фёдорив (р. 1930) и др.

  Глубокие позитивные процессы наблюдаются в поэзии. Общественную значимость проблематики и высокое художественное мастерство отличают творчество Д. В. Павлычко (р. 1929), Б. И. Олейника (р. 1935), И. Ф. Драча (р. 1936), В. А. Коротича (р. 1936). Широкое признание получили Н. Ф. Сынгаевский (р. 1936), В. В. Кочевский (р. 1923), Р. С. Третьяков (р. 1936), В. Р. Коломиец (р. 1935), В. Я. Бровченко (р. 1931), Б. П. Степанюк (р. 1923).

  В области драматургии приобрели известность пьесы Корнейчука «Страница из дневника» (1964) и «Память сердца» (1969); «Фауст и смерть» (1960) Левады; комедия «Фараоны» (1961) и драма «Голубые олени» (1973) Коломийца; «Синие росы» (1966) и др. пьесы Зарудного, пьесы Минко, А. З. Корниенко (р. 1919), И. Д. Рачады (р. 1909) и др.

Сцена из спектакля «Голубые олени» А. Ф. Коломийца. Харьковский драматический театр им. Т. Г. Шевченко. 1972. Украинская Советская Социалистическая Республика.

Сцена из спектакля «Голубые олени» А. Ф. Коломийца. Харьковский драматический театр им. Т. Г. Шевченко. 1972.

Сцена из спектакля «Память сердца» А. Е. Корнейчука. 1969. Драматический театр им. И. Я. Франко. Украинская Советская Социалистическая Республика.

Сцена из спектакля «Память сердца» А. Е. Корнейчука. 1969. Драматический театр им. И. Я. Франко.

  В облике героя современной украинской литературы зримо проступают черты человека, живущего помыслами всего советского народа, решающего важные нравственно-этические проблемы. Возросла роль критики в утверждении партийности и народности советской украинской литературы, в борьбе за художественное качество, за новые открытия в искусстве социалистического реализма.

  Возникшие задолго до Октябрьской революции связи украинской литературы с др. литературами в годы Советской власти ширятся и растут. Большой размах приобрела переводческая деятельность; произведения украинской литературы, классические и современные, переведены на многие языки мира и на большинство языков народов СССР. На У. переводились и переводятся произведения классиков и современных писателей мира, книги писателей народов СССР.

  Большую организационно-творческую работу ведёт Союз писателей У., организованный в 1934 и насчитывающий (на 1975) около тысячи членов. Первый съезд писателей У. состоялся в 1934, 2-й — в 1948, 3-й — в 1954, 4-й — в 1959, 5-й — в 1966, 6-й — в 1971, 7-й—в 1976.

  Литературоведениена У., руководствуясь в освещении историко-литературного процесса марксистско-ленинскими методологическими принципами, способствует усвоению и развитию современной украинской литературой революционных традиций культуры прошлого, утверждению и совершенствованию метода социалистического реализма. В советское время как отрасль литературоведения оформилось шевченковедение (труды Е. П. Кирилюка, р. 1902; Е. С. Шаблиовского, р. 1906; А. И. Белецкого, 1884—1961; Рыльского и др.). Проблемы теории литературы, дооктябрьской и советской литературы разрабатываются в трудах Н. З. Шамоты (р. 1916), Л. Н. Новиченко (р. 1914), Г. А. Вязовского (р. 1919), С. А. Крыжановского (р. 1911), С. М. Шаховского (р. 1909), И. И. Степуна (р. 1911), В. М. Лесина (р. 1914), В. В. Фащенко (р. 1929), О. В. Килимника (р. 1913) и др. Исследованию вопросов русской литературы, литератур народов славянских стран и стран Европы и Америки посвящены работы Н. Е. Крутиковой (р. 1913), А. В. Чичерина (р. 1899), Г. Д. Вервеса (р. 1920), Д. В. Затонского (р. 1922) и др. Крупнейшим научно-теоретическим литературным центром республики является институт литературы им. Т. Г. Шевченко АН УССР. С 1957 в Киеве издаётся журнал «Радянське лiтературознавство». В республике созданы такие фундаментальные работы, как восьмитомная «История украинской литературы» (1967—71) и пятитомный биобиблиографический словарь «Украинские писатели» (1960—65).

  С. А. Крыжановский.

  Лит.: Петров Н. И., Очерки истории украинской литературы XIX в., К., 1884; его же, Очерки из истории украинской литературы XVII и XVIII вв.. К., 1911; Icторiя yкpaïнськоï лiтератури, т, 1—8, Киïв, 1967— 1971; История советской многонациональной литературы, т. 1—6; М., 1970—74; Франко I. Я., Нарис icтор украïнсько-руськоï лiтератури до 1890 р., Львiв, 1910; его же, Вибранi статтi про народну творчicть, Киïв, 1955; Pociйсько-украïнське литературне єднання. Збipник статей, в. 1, Киïв, 1953; Пархоменко М. Н., Иван Франко и русская литература, 2 изд., М., 1954; его же, Обновление традиций. (Традиции и новаторство социалистического реализма в украинской прозе), 2 изд., М., 1975; Новиченко Л. М., Поэзия и революция, М., 1957; его же, Не иллюстрацияоткрытие!, М., 1969; его же, Життя як дiяння, Киïв, 1974; Шамота Н. 3., О художественности, 2 изд., М., 1958; его же, Художник и народ, М., 1960; его же, Про свободу творчостi, 2 вiд., Киïв, 1973; его же, Гуманiзм i соцiicтичний реалiзм, Киïв, 1976; Волинський П. К., Теоретична боротьба в украïнськiй лiтературi (перша половина XIX ст.), Киïв, 1959; Бернштейн М. Д., Украïнська литературна критика 50—70-х poкiв XIX ст., Киïв, 1959; его же, Журнал «Основа» i украïнський лiтературний процес кiнця 50—60-х poкiв XIX ст., Киïв, 1959; Питания соцiалicтичного реалiзму, в. 1—5, Киïв, 1961—74; Прийма Ф. Я., Шевченко и русская литература XIX в., М.— Л., 1961; Сидоренко Г. К., Bipшування в украïнськiй лiтературi, Киïв, 1962; Килимник О. В., Романтика правди. Питання романтики в украïнськiй радянськiй лiтературi, Киïв, 1964; Бшлецький О. Г., Зiбрання праць, т. 1—5, Киïв, 1965—66; Шаблioвський Б. С., Шляхами еднання. (Украïнська лiтература в ïï icторичному розвитку), К., 1965; его же, Шевченко и русские революционные демократы, 2 изд.. К., 1975; Крижанiвський С. А., Художнi вiдкриття, Киïв, 1965; Мороз З. П., В боротьбi за реалiзм, Киïв, 1966; Гудзий Н. К., История древней русской литературы, 7 изд., М., 1966; Барабаш Ю. Я., «Я есть народ...», К., 1967; его же, О народности, М., 1970; Тростянецький А. А., Шляхом боротьби та шукань, Киïв, 1968; Кирилюк Б. П., Украïнський реалiзм i лiтература словянських народiв у XIX ст., Киïв, 1968; Революцiйне оновлення лiтератури, Киïв, 1970; Дзеверiн I. О., Естетика ленiнизму i питання лiтератури, 2 вiд., Киïв, 1975; На засадах реалiзму i народностi Киïв, 1976.

  Украïнськi радянськi письменники, в. 1—8, Киïв, 1955—76; Майборода О. О., Рубан Г. Д., Старченко О. О. (сост.), Художня лiтература, видана на Украïнi за 40 poкiв. 1917—1957. Бiблiографiчний покажчик, ч. 1—2, Xapкiв, 1958—1960; Украïнськi письменники. Бiiблioграфiчний словник, т. 1—5, Киïв, 1960—65; Письменники Радянськоï Украïни. Бiiблiграфiчний довiдник. Сост. О. Килимник, О. Петровський, Киïв, 1970.

Украинская Советская Социалистическая Республика, УССР (Украïнська Радянська Социалicтична Республika), Украина (Украïна).

Флаг государственный. Украинская ССР. Украинская Советская Социалистическая Республика.

Флаг государственный. Украинская ССР.

Герб государственный. Украинская ССР. Украинская Советская Социалистическая Республика.

Герб государственный. Украинская ССР.

I. Общие сведения
II. Государственный строй
III. Природа
IV. Население
V. Исторический очерк
VI. Коммунистическая партия Украины
VII. Ленинский Коммунистический Союз Молодёжи Украины
VIII. Профессиональные союзы
IX. Народное хозяйство
X. Медико-санитарное состояние и здравоохранение
XI. Народное образование и культурно-просветительные учреждения
XIII. Печать, радиовещание, телевидение
XIV. Литература
XV. Архитектура и изобразительное искусство
XVI. Музыка.
XIX. Кино
Так же Вы можете узнать о...


Гиеновая собака (Lycaon pictus), хищное млекопитающее семейства собачьих.
Дампира Земля (Dampier Land), низменный полуостров на северо-западе Австралии, между заливами Робак на З.
Древс Артур Древс (Drews) Артур (1.11.1865, Итерзен, — 19.
Золотоноша, город, центр Золотоношского района Черкасской области УССР, на р.
Каликантовые (Calycanthaceae), семейство двудольных растений.
Китайское индиго, горец красильный (Polygonum tinctorium), растение из рода горец семейства гречишных.
Косыгин Алексей Николаевич [р. 8(21).2.1904, Петербург], деятель Коммунистической партии и Советского государства; член Политбюро ЦК КПСС.
Лашевич Михаил Михайлович (1884, Одесса, — 30.
Майя (индейский народ в Мексике) Майя, индейский народ в Мексике (полуостров Юкатан) (340 тысяч человек, 1970) и в Белизе (13 тысяч человек).
Микрофиллы (от микро... и греч. phyllon — лист), листья высших растений, представляющие собой выросты стебля (энации); проводящие пучки в М.
«Народное дело», революционный журнал (1868—69, 10 номеров), затем — газета (1870, 7 номеров), издавались в Женеве.
Озноб, вызванное спазмом поверхностных (кожных) кровеносных сосудов ощущение холода, сопровождающееся мышечной дрожью (главным образом жевательных мышц, затем мышц плечевого пояса, спины и конечностей) и спазмом кожных мышц («гусиная кожа»).
Пегтымель, Рапылькатын, река в Чукотском национальном округе Магаданской области РСФСР.