Украинская Советская Социалистическая Республика XV. Архитектура и изобразительное искусство

Большая Советская Энциклопедия. Статьи для написания рефератов, курсовых работ, научные статьи, биографии, очерки, аннотации, описания.


А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я 1 2 3 4 8 A L M P S T X
УА УБ УВ УГ УД УЕ УЖ УЗ УИ УЙ УК УЛ УМ УН УО УП УР УС УТ УФ УХ УЦ УЧ УШ УЩ УЭ УЮ УЯ
УКА
УКЕ
УКИ
УКЛ
УКМ
УКО
УКР
УКС

XV. Архитектура и изобразительное искусство

Глубоко самобытное искусство У. впитало традиции многочисленных художественных культур, сменявших одна другую на её землях. В истории У., территория которой на протяжении шести с лишним веков была объектом захвата и дележа между различными государствами, искусство служило одним из средств самоутверждения украинского народа в его борьбе за сохранение национальной самостоятельности, за освобождение и воссоединение своих территорий. К высшим достижениям украинского искусства принадлежат многочисленные памятники средневековой архитектуры и живописи, национальной школы гравюры и портретной живописи 17—18 вв., своеобразный вариант архитектуры барокко. В тесном содружестве с русским искусством слагались традиции демократической художественной культуры 19 в., которые помогли мастерам советской У. сформировать одну из крупнейших художественных школ многонационального советского искусства, внести большой вклад в развитие социалистического реализма. Особый раздел составляет искусство Крыма.

Искусство древнего периода. От эпохи верхнего палеолита на территории У. сохранились остатки жилищ (круглых и овальных в плане, с шатровым каркасом из жердей, покрытым шкурами животных), костяные и каменные подвески, фигурки людей и животных, от эпохи неолита — остатки полуземлянок с коническим шатром из жердей, лепные керамические сосуды (остродонные, круглодонные и плоскодонные, с штампованным или лепным орнаментом), фигурки и рельефные изображения животных. О высоком уровне энеолитического искусства и искусства раннего периода эпохи железа на территории У. свидетельствуют памятники трипольской культуры, ямной культуры, чернолесской культуры. Во 2-й половине 7 в. до н. э.— 4 в. н. э. на Черноморском побережье У. развивался местный вариант античного искусства (см. Античные города Северного Причерноморья, Боспорское государство), в сложном взаимодействии с которым протекала эволюция художественного творчества скифов. Черты скифского звериного стиля в известной мере прослеживаются в обнаруженных на территории У. памятниках искусства славян.

Искусство 10—1-й половины 17 вв. Основой для формирования средневекового украинского искусства послужила художественная культура Киевской Руси. Искусство Киевской Руси развило воспринятые от Византии опыт каменного зодчества, типологию христианского крестово-купольного храма, виды и приёмы средневековой живописи (фрески, мозаики, иконописи, книжной миниатюры), дало новую жизнь местным художественным традициям. В 10—12 вв. строились монументальные соборы (Десятинная церковь в Киеве, 989—996, не сохранилась; Софийский собор в Киеве, Спасо-Преображенский собор в Чернигове, 1036 — середина 11 в.; Успенский собор Киево-Печерской лавры, 1073—78, разрушен в 1941), возводились оборонительные и дворцовые каменные сооружения, создавались многочисленные произведения изобразительного и декоративно-прикладного искусства.

Богоматерь Оранта. Мозаика апсиды Софийского собора в Киеве. 11 в. Украинская Советская Социалистическая Республика.

Богоматерь Оранта. Мозаика апсиды Софийского собора в Киеве. 11 в.

  Развитие собственно украинской художественной культуры началось с конца 13 в. (прежде всего в Галицко-Волынских землях, менее разорённых татаро-монгольским нашествием). С этого периода на У. возрождались и расширялись посады старых городов, росли многочисленные новые города, где господствующие над округой замки феодальных магнатов или королевских наместников не смыкались с посадом (как в древнерусских детинцах), а как бы противостояли ему; эта разобщённость увеличивалась по мере получения городами самоуправления. Городское поселение, отделённое от замкового холма стенами, развивалось вокруг собственного центра (рыночной площади с ратушей). Башня ратуши, шпили католических и купола православных храмов, ворота и башни укреплений определяли живописную свободу городского силуэта, контрастировавшего с глухим монолитным объёмом замка. В городах Западной У. преобладали узкие улицы с 2или 3-этажными домами (в 14—15 вв.— преимущественно деревянными, в 16—17 вв.— чаще всего каменными), расположенными торцовой стороной вдоль красной линии; на Левобережной У. застройка 1-этажными деревянными домами велась на обширных участках, включавших сады и огороды. В 16— 17 вв. отдельные города (Жолква, ныне Нестеров, Броды) возводились по регулярным генеральным планам.

Кафельная печь (село, ныне город Косов Ивано-Франковской обл.) 19 в. Не сохранилась. Украинская Советская Социалистическая Республика.

Кафельная печь (село, ныне город Косов Ивано-Франковской обл.) 19 в. Не сохранилась.

  В обстановке продолжавшегося феодального дробления и в связи с угрозой татаро-турецких набегов ведущим в украинской архитектуре вплоть до 17 в. являлось оборонное зодчество. Украинские замки, за редким исключением (Острог, Чарторыйск), были лишены донжонов и напоминали древнерусские укрепленные усадьбы; с развитием артиллерии всё большее значение обретали мощь и высота стен и башен, постепенно скрывавших все остальные сооружения. С конца 13 в. многие укрепления (замки в Белгороде-Днестровском, Каменце-Подольском, Кременце, Луцке, Львове, Мукачеве, Хотине и др.) перестраивали в камне, сохраняя черты деревянной архитектуры. В 16 в. появились небольшие частновладельческие замки, компактные по объёму и простые по форме [в Токах (Тернопольская область) и др.]. В 1-й половине 17 в. в феодальных поместьях (особенно на Западной У.) замки сменялись дворцами, имевшими светский парадный характер [дворец в Подгорцах (Львовская область), 1635— 1640, и др.].

  Средневековые украинские монастыри по внешнему виду почти не отличались от замков, однако в их планировке и застройке проявилось более значительное стремление к регулярности; главным композиционным центром комплекса стал монастырский храм [монастырь в Межеречье (Ровенская область), 15—17 вв.]. В ряде случаев в систему укреплений включались соборные церкви и корпуса келий [монастырь в Зимно (Волынская область), 1465—95], иногда целям обороны служила башня над притвором [монастырь в Подгорянах (Тернопольская область), 16—17 вв.] или отдельно стоящая церковь (Покровская церковь в Сутковцах).

В затоне р. Псёл. Сумская область. Украинская Советская Социалистическая Республика.

В затоне р. Псёл. Сумская область.

К 16 в. в западных районах У. сложились важнейшие типы деревянных церквей. В Волынской области распространились приземистые храмы из 3 срубов различной высоты с 2-скатными, шатровыми и пр. завершениями (простейший вид церквей «хатного типа»), в Львовской и Хмельницкой областей— более высокие и стройные 3-срубные и 5-срубные объёмы. В Прикарпатье возникли также и церкви «лемковского типа», отличающиеся обилием горизонтальных членений, нарастающей динамикой масс (Михайловская церковь в Мукачеве, 1777; см. илл.).

«Успение богоматери». Фрагмент росписей церкви св. Духа в с. Потелич (Львовская обл.). 1620. Украинская Советская Социалистическая Республика.

«Успение богоматери». Фрагмент росписей церкви св. Духа в с. Потелич (Львовская обл.). 1620.

  До 15 в. каменные монастырские и городские церкви строились преимущественно по типу русских и армянских 4-столпных, крестово-купольных, 3-апсидных храмов (армянский собор во Львове, 1363—70), но появились и 1-нефные или центрические храмы, сочетавшие в своём оформлении черты древнерусского зодчества с элементами готики (церковь Рождества Христова в Галиче, конец 14 — начало 15 вв.; см. илл.). С 15 в. распространились 1-нефные 3-частные храмы с куполом и без него [Успенская церковь в Лужанах (Черновицкая область), 1453— 1458], а также 3-конховые храмы [церковь Николая в Бучаче (Тернопольская область). 1610]; в этот же период возникли приём завершения куполом каждого членения плана (Троицкая церковь монастыря в Зимно, 1465—75) и тип многоярусной отдельно стоящей колокольни (колокольня Корнякта во Львове, 1572—78, архитектор П. Барбон). Взаимовлияние деревянной и каменной архитектуры проявилось в церквах, воздвигнутых по типу 3-срубных деревянных храмов (часовня Трёх святителей во Львове, 1578—91; см. илл.), а также в церквах, соответствующих деревним храмам «хатного типа» [Ильинская церковь в Субботове (Черкасская область), 1653].

Часовня Трёх святителей. 1578—91. Украинская Советская Социалистическая Республика.

Часовня Трёх святителей. 1578—91.

  Католическая церковь на У. возводила многочисленные каменные костёлы, монастыри, коллегиумы, в 14—15 вв. сугубо готические по облику и конструкции (кафедральный собор во Львове, 1360—1493, архитекторы П. Штехер, М. Гром и др.), позднее решенные в духе ренессанса или барокко (костёл бернардинцев во Львове, 1600—30, архитекторы Павел Римлянин и А. Прихильный; см. илл.).

Костёл бернардинцев. 1600—30. Архитекторы Павел Римлянин и А. Прихильный. Украинская Советская Социалистическая Республика.

Костёл бернардинцев. 1600—30. Архитекторы Павел Римлянин и А. Прихильный.

  Многие памятники украинской монументальной живописи 14—16 вв. благодаря плоскостности фигур и декоративизму колорита обнаруживают приверженность их создателей к древнерусским традициям, но порой отличаются большей эмоциональной напряжённостью образов [фрески церкви св. Онуфрия в Лаврове (Львовская область), 15 в.]. Отдельные росписи несут в себе черты итальянского Проторенессанса (фрески Горянской ротонды в Ужгороде, 1360—70). Жанровой непосредственностью и фольклорной жизнерадостностью многих мотивов отмечены росписи церкви Св. духа в Потеличах (Львовская область; около 1620) и стилистически связанные с ними росписи церквей Параскевы в Радруже (ныне — в ПНР; 1582) и Воздвиженья в Дрогобыче (до 1636).

Кафедра Андреевской церкви в Киеве. Дерево. 18 в. Фрагмент. Украинская Советская Социалистическая Республика.

Кафедра Андреевской церкви в Киеве. Дерево. 18 в. Фрагмент.

  Значительный демократизм образного строя, идейно обусловленный обострением освободительной борьбы украинского народа, потребностью в религиозной живописи, близкой и понятной народным массам, проявился и в иконописи 15—17 вв. Уже в ранних украинских иконах на смену строгому иератизму, свойственному искусству Киевской Руси, приходят черты мягкой задушевности. С 16 в. многие образы икон обретали бытовую окраску и подчёркнутую злободневность; в иконах усилилось стремление к пышной нарядности, распространились орнаментированные нимбы, узорчатые рамки, фоны с геометрическим и растительным орнаментами, а позднее и с пейзажными изображениями, а также элементами перспективы; контрастные сочетания цветов сменились более живописными и нежными. Ясное выражение в иконах этого периода нередко получали национальные черты, а вместо канонических святых в ряд композиций включались исторические украинские персонажи. Стремление к индивидуализации человеческого характера дало толчок к выделению портрета в самостоятельный жанр.

Троицкий монастырь в с. Межеречье (Ровенская обл.). 15—17 вв. Украинская Советская Социалистическая Республика.

Троицкий монастырь в с. Межеречье (Ровенская обл.). 15—17 вв.

  Большое место в средневековой украинской живописи заняла книжная миниатюра. В 14 в. в украинской миниатюре на смену геометрическим и растительным узорам приходят так называемые звериный орнамент и плетёнка. К середине 16 в. их вытесняют растительные мотивы, орнамент становится полихромным. С началом книгопечатания на У. стала развиваться гравюра на дереве. Традиции искусства миниатюры сказались в деятельности типографии Киево-Печерской лавры (основана в 1616), мастера которой (гравёр Илия и др.) особое внимание уделяли местным историческим сюжетам.

  Сохранившиеся немногочисленные образцы украинской религиозной скульптуры 14—16 вв. отличаются цельностью и лаконизмом форм, в ряде случаев генетически связанных с дохристианским искусством. Особое развитие круглая пластика получила в западных областях У., где католическая церковь поощряла её использование. Во 2-й половине 16 — начале 17 вв. скульптура из камня (известняка) на Западной У. широко применялась как в оформлении фасадов (аттики жилых домов, обрамление окон, междуярусные членения), так и в интерьерах, то есть в иконостасах и надгробиях (среди произведений этого периода выделяется пластическое убранство часовен Боимов и Трёх святителей во Львове). Нидерландские, немецкие и польские мастера-резчики, принёсшие на Западную У. приёмы искусства Возрождения, перерабатывали их в творческом содружестве с местными западно-украинскими мастерами.

  В украинском декоративно-прикладном искусстве 13 — 1-й половине 17 вв. развивались керамика, бытовая и известная с 14 в. декоративная (изразцы), резьба по дереву, изготовление художественных изделий из металла (литургическая и бытовая утварь, оружие, сбруя) и ювелирных изделий, шитьё.

Искусство 2-й половины 17—18 вв. Новый этап в эволюции украинского художественной культуры начался во 2-й половине 17 в. Наряду с культовым чрезвычайно интенсивно развивается светское зодчество. После воссоединения с Россией (1654) на Левобережье бурно росли старые и образовывались новые города, для которых были характерны геометрически правильные прямоугольные (Лебедин, Прилуки), радиально-кольцевые (Нежин, Путивль, Чугуев), линейные (Сумы) системы планировки, подчинённые особенностям местного рельефа. Строения были обращены к улицам торцами и углами и располагались свободно, с неравномерными и большими отступами от красной линии и обилием зелени. Со 2-й четверти 18 в. ведущее место в городской застройке заняли монастырские и дворцовые комплексы, сложные, дифференцированные силуэты которых вносили новые динамические акценты во внешний облик городов. Жилые и общественные здания 17 в., обычно варьировавшие тип сельской постройки с простым построением плана, нередко сохраняли оборонные черты, имеющие чисто декоративный характер.

  В каменном культовом зодчестве в распространённом типе 3-частного 3-купольного храма каждая часть к концу 17 в. обрела самостоятельную форму плана (Покровский собор в Харькове, 1689). Стройность и значительная высота ряда храмов достигались заимствованным из русского зодчества ярусным построением (в ряде случаев — также с помощью устройства подклетов), однако внутреннее пространство оставалось открытым во всю высоту, а переход одной геометрической формы в другую совершался плавно и постепенно (Николаевская церковь в Глухове, конец 17 в.). Ещё большие возможности для создания хорошо обозреваемых внутренних пространств появились в крестообразных в плане, бесстолпных храмах, которые ставились в честь казацких побед по всей Левобережной У. (Николаевский собор в Нежине, 1668). Большого разнообразия достигли прямоугольные в плане 6-столпные храмы, где решение интерьера было основано на контрасте арочных членений 3-ярусных боковых нефов и большого центрального удлинённого нефа, открытого в сторону иконостаса (собор Троицкого монастыря в Чернигове, 1679—95).

  С начала 18 в. особенно интенсивными стали русско-украинские культурные связи (на У. работали приезжавшие из Петербурга и Москвы А. В. Квасов, братья В. И. и П. И. Нееловы, И. Ф. Мичурин, В. В. Растрелли, И. Г. Шедель, а украинец И. П. Зарудный с 1701 возглавлял московское строительство). В архитектуре церковных и светских сооружений нашёл яркое и своеобразное выражение стиль барокко; пышная орнаментальная лепка, сложная конфигурация объёмов (раскрепованные карнизы, спаренные колонны на фасадах и т.д.), масштабность планировочных решений создавали впечатление праздничности. Новые художественные вкусы отчётливее всего проявились в постройках Киево-Печерской лавры и самого Киева, оказавших решающее влияние на всё украинское зодчество 1720—50-х гг. [Великая колокольня (1731—45, архитектор Шедель), многочисленные постройки С. Д. Ковнира, все—в Киево-Печерской лавре; брама (ворота) Заборовского (1746—48, архитектор Шедель), Андреевская церковь (1748—67, архитекторы Растрелли, Мичурин; см. илл.), дворцы Мариинский (1752—1755, архитекторы Растрелли, Квасов и др.; см. илл.) и Кловский (1754—58, архитекторы В. И. Неелов, Ковнир)]. В центральных областях У. во 2-й половине 18 в. обрёл популярность разработанный архитектором И. Г. Григоровичем-Барским тип простого по внешнему оформлению, предвосхищающего принципы классицизма храма, где собственно церковь и колокольня объединялись благодаря резкому выделению по высоте среднего объёма (церковь Николая Набережного в Киеве, 1772—85, и др.).

Андреевская церковь. 1748—67. По проекту архитектора В. В. Растрелли построена архитектором И. Ф. Мичуриным. Украинская Советская Социалистическая Республика.

Андреевская церковь. 1748—67. По проекту архитектора В. В. Растрелли построена архитектором И. Ф. Мичуриным.

Мариинский дворец. 1752—55. Архитекторы В. В. Растрелли, А. В. Квасов и др. Реставрация 1870, архитектор К. Я. Маевский. Украинская Советская Социалистическая Республика.

Мариинский дворец. 1752—55. Архитекторы В. В. Растрелли, А. В. Квасов и др. Реставрация 1870, архитектор К. Я. Маевский.

  В каменном зодчестве Западной У. в 18 в. господствовали формы барокко, иногда сочетавшиеся с элементами классицизма 17 в. [дворец Вишневецкого в Вишневце (Ивано-Франковская область), 1731—44, архитектор Ж. Ардуэн-Мансар].

  Деревянная церковная архитектура Левобережья и Правобережья в конце 17—18 вв. была отмечена необычайным многообразием местных школ (волынской, галицкой, гуцульской, подольской и т.д.). Особой монументальностью и пространственной компактностью отличались деревянные храмы Приднепровья и Слобожанщины, возводившиеся на средства казацких и мещанских общин (Троицкий собор в Новомосковске, 1773, мастер Яким Погребняк; см. илл.).

Деревянная архитектура. Девятисрубный Троицкий собор в Новомосковске Днепропетровской обл. Украинская ССР. 1773. Мастер Яким Погребняк. Украинская Советская Социалистическая Республика.

Деревянная архитектура. Девятисрубный Троицкий собор в Новомосковске Днепропетровской обл. Украинская ССР. 1773. Мастер Яким Погребняк.

  В украинской монументальной живописи конца 17 в. выделяются росписи деревянных церквей Западной У. (например, росписи Воздвиженской и Юрьевской церквей в Дрогобыче), нередко ассоциирующиеся с борьбой народных масс против гнёта шляхетской Польши. В 1760—70-х гг. украинскую стенную живопись почти полностью вытеснила живопись иконостасов.

  В иконах 2-й половины 17 в. нарастало тяготение к барочной экспрессивности поз и жестов [вишенская школа (И. Бродлакович и др.)], интерес к пластической моделировке форм, к гармоничной плавности и бытовой детализации повествования [жолковская школа (И. Кондзелевич, И. Руткович и др.)]. В 18 в. возросла роль иконописной мастерской Кисво-Печерской лавры, в произведениях которой тенденции к барочной декоративности стали ещё более интенсивными. В последней четверти 18 в. ведущим стилем украинской иконописи стал классицизм. С конца 17 в. в станковой и монументальной живописи плодотворно развивались батальный и исторический жанры. В украинских портретах конца 17—18 вв. (мастер Самуил и др.) чопорная репрезентативность и плоскостный декоративизм манеры постепенно соединялись с многочисленными попытками раскрытия внутреннего духовного мира человека. Особо популярным в этот период стал жанр так называемой народной картины, где одно из ведущих мест занял образ казака-бандуриста («Казак Мамай»).

Хор, исполняющий партесное произведение. Деталь иконы 2-й половины 17 в. из села Ситихова (Западная Украина). Украинская Советская Социалистическая Республика.

Хор, исполняющий партесное произведение. Деталь иконы 2-й половины 17 в. из села Ситихова (Западная Украина).

  Украинская графика к конца 17 в. почти полностью освободилась от иконописных схем. В 17 в. распространились техника гравюры на меди, гравюрные портреты и панегирические композиции и тезисы, снабженные витиевато-торжественными надписями (среди крупнейших мастеров украинской гравюры этого периода — Н. Зубрицкий, А. и Л. Тарасевичи, И. Щирский). Образы народной художественной культуры нашли выражение в раскрашенных акварелью лубочных эстампах и в гравюрах типа шпалер («кольтринах»), предназначавшихся для оклейки стен.

Л. Тарасевич. «Нестор-летописец». Гравюра на меди (для печатного издания Киево-Печерского патерика). 1702. Украинская Советская Социалистическая Республика.

Л. Тарасевич. «Нестор-летописец». Гравюра на меди (для печатного издания Киево-Печерского патерика). 1702.

  Украинские скульпторы конца 17—18 вв., переосмыслявшие приёмы барокко, стремились к точности анатомических и психологических характеристик. Пластике львовских мастеров 18 в. (С. Фесингера, А. Осинского и др.) была свойственна стилистика рококо. Выдающееся место в декоративной скульптуре конца 17—18 вв. заняло оформление иконостасов, резьба которых к середине 18 в. становилась всё более совершенной.

  Среди характерных произведений украинского декоративно-прикладного искусства конца 17— 18 вв. выделялись керамика (в частности, покрытая сплошными орнаментными росписями посуда, изготовлявшаяся в Косове и Опошне), изделия из стекла (сосуды, украшенные лепными «прикрасами» и росписью, а также фигурная посуда), образцы резьбы по дереву, рогу и кости, художественного шитья, килимы.

Искусство конца 18 — начала 20 вв. С конца 18 — начала 19 вв. на У. проводились правительственные мероприятия по реконструкции и застройке городов в духе классицизма. Наряду с зодчими, работавшими преимущественно в России (А. Д. Захаров, Ч. Камерон, Дж. Кваренги, А. И. Мельников, И. Е. Старов, В. П. Стасов, Ж. Тома-де-Томон), в строительстве участвовали многочисленные местные мастера (В. И. и А. В. Беретти, П. А. Дубровский, А. И. Меленский, П. А. Ярославский и др.). Выход России к Чёрному морю обусловил возникновение новых городов на юге У., при строительстве которых использовались лучевые (Екатеринослав, ныне Днепропетровск), прямоугольные (Николаев, Одесса) и комбинированные (Симферополь) схемы. В городах Приднепровья и Левобережья (Киев и др.) регулярная планировка применялась, как правило, лишь на свободных территориях. Важнейшее значение в новом облике украинских городов имели жилые дома, возведённые по «образцовым» типовым проектам, и, прежде всего, общественные и торговые сооружения, получившие доминирующее значение в застройке площадей (в Белой Церкви, Киеве, Одессе, Полтаве, Харькове и др. городах). Роль церковного строительства повсеместно сокращалась. Во многих областях У. возводились загородные дворцы и усадьбы, решенные в духе классицизма (резиденции высшей знати) или сочетавшие черты классицистического и народного зодчества (преимущественно усадьбы среднего и мелкого дворянства).

А. И. Мельников. Полукруглая площадь в Одессе. 1826—29. Украинская Советская Социалистическая Республика.

А. И. Мельников. Полукруглая площадь в Одессе. 1826—29.

  После отмены крепостного права бурно развивалось промышленное строительство, сопровождавшееся нарастанием хаотичности городской застройки, появлением многочисленных убогих рабочих посёлков на окраинах, лишённых элементарных удобств. Достижения строительной техники (большепролётные металлические, а с начала 20 в.— железобетонные каркасные конструкции), новые материалы (гипс, метлахская плитка, майолика) сочетались с образно-композиционными решениями в духе неоклассицизма (П. Ф. Алешин, А. Н. Бекетов), «русско-византийский», псевдоготический, псевдоренессансного, «мавританского» и пр. эклектических стилей. В зодчестве украинского «модерна» в начале 20 в. выделилось национально-романтическое течение [В. Г. Кричевский (здание бывшего Полтавского земства, ныне историко-краеведческий музей, 1903—1908), И. И. Левинский (здание страхового общества «Днестр» во Львове, 1905, совместно с А. О. Лупшинским и др.)].

А. Н. Бекетов. Земельный банк в Харькове. 1898. Украинская Советская Социалистическая Республика.

А. Н. Бекетов. Земельный банк в Харькове. 1898.

  Украинская сельская архитектура 19 в. позволяет с наибольшей полнотой изучить типы украинского народного жилища. На смену древнему 1-камерному типу хаты в этот период пришли 2-камерные и 3-камерные. Среди типичных материалов украинского сельского жилища — брёвна (срубные постройки северных районов, Карпат, отдельных районов Киевщины, Подольщины, Полтавщины, Слобожанщины), доски или бруски со связанным в пучки тростником, глина и солома (лесостепная зона У.), глина и камень (на юге У.). К характерным конструктивным особенностям украинского сельского жилища относятся лаконизм и симметричность пространственных композиций, преобладание покрытий в виде соломенных кровель с большим свесом.

  В изобразительном искусстве У. конца 18 — начала 19 вв. ощущается влияние классицизма, в распространении которого значительную роль сыграла созданная в Петербурге в 1757 Академия художеств (здесь учились внёсшие огромный вклад в русское искусство выходцы с У.— В. Л. Боровиковский, Д. Г. Левицкий, А. П. Лосенко, И. П. Мартос и др.). Идеи классицизма усваивались также и художниками, обучавшимися в западноевропейских школах (Л. Долинский и др.). Строгая нормативность классицизма интенсивнее всего преодолевалась в портретном жанре с его пристальным вниманием к индивидуальным особенностям моделей; помимо Боровиковского и Левицкого, основополагающее влияние на украинский портрет (а также крестьянский жанр 1-й половины 19 в.) оказал В. А. Тропинин, работавший на У. в 1804—21. Среди украинских портретистов 1-й половины 19 в. выделялись Г. А. Васько, К. С. Павлов и др. Основы украинского романтико-реалистического пейзажа заложили русские живописцы А. М. Кунавия, И. М. Сошенко, В. И. Штернберг. Великий украинский поэт и художник Т. Г. Шевченко, творчески переосмыслив приёмы романтизма, создал в своих жанровых композициях, портретах, пейзажах, исполненных маслом, акварелью, сепией, а также в офортах и рисунках первые и наиболее совершенные образцы критического реализма в украинском искусстве 19 в. Гражданским и художественным заветам Шевченко следовали живописцы Л. М. Жемчужников, И. И. Соколов, К. А. Трутовский, а также мастера 2-й половины 19 — начале 20 вв., идейно, а чаще всего и организационно связанные с русскими передвижниками. Глубоким демократизмом были проникнуты жанровые полотна К. К. Костанди, Н. Д. Кузнецова, П. А. Нилуса, Н. К. Пимоненко, к национально-исторической тематике обращались С. И. Васильковский и др., образные и формальные средства портрета обогащались в живописи и графике П. Г. Волокидина, М. И. Жука, А. А. Мурашко и др. Ведущим мастером украинской батальной живописи и графики был Н. С. Самокиш. Украинский пейзаж 19 в. прошёл путь от романтизированных произведений С. И. Васильковского, В. Д. Орловского к композициям И. П. Похитонова, близкого мастерам барбизонской школы, творчеству Н. Г. Бурачека и С. И. Светославского, впитавшему отдельные пленэристские достижения импрессионизма. В живописи Западной У. начала 20 в. реалистические принципы развивали А. Х. Новаковский, И. И. Труш и др. Реалистические черты в украинской скульптуре 2-й половины 19 в. утверждались в результате обращения мастеров к образам выдающихся деятелей прошлого (памятники работы Л. В. Позена и др.), к сценам крестьянской жизни (Позен и др.). В украинской графике 2-й половины 19 — начала 20 вв. выдвинулись П. Д. Мартынович и А. Г. Сластион. В связи с подъёмом революционного движения и выходом сатирических журналов «Звон», «Комар», «Шершень» (1905—06) интенсивно развивалась украинская политическая карикатура (И. М. Бурячок, Ф. С. Красицкий, В. В. Резниченко и др.). Национально-романтическая тематика (нередко в сочетании с остросоциальными мотивами) была характерна для творчества И. И. Ижакевича, западно-украинских мастеров Е. Л. Кульчицкой и А. И. Манастырского.

<a target=<a target=Д. В. Крвавич. «Высокая награда». Камень. 1961. Музей украинского изобразительного искусства УССР. Киев. Украинская Советская Социалистическая Республика." alt="Д. В. Крвавич. «Высокая награда». Камень. 1961. Музей украинского изобразительного искусства УССР. Киев."> Украинская Советская Социалистическая Республика." alt="Н. К. Пимоненко. «Соперницы» («У колодца»). 1909. Музей украинского изобразительного искусства УССР. Киев.">

Д. В. Крвавич. «Высокая награда». Камень. 1961. Музей украинского изобразительного искусства УССР. Киев. Украинская Советская Социалистическая Республика.

Д. В. Крвавич. «Высокая награда». Камень. 1961. Музей украинского изобразительного искусства УССР. Киев.

В. А. Чеканюк. «Первая комсомольская ячейка на селе». 1958. Музей украинского изобразительного искусства УССР. Киев. Украинская Советская Социалистическая Республика.

В. А. Чеканюк. «Первая комсомольская ячейка на селе». 1958. Музей украинского изобразительного искусства УССР. Киев.

Н. К. Пимоненко. «Соперницы» («У колодца»). 1909. Музей украинского изобразительного искусства УССР. Киев.

М. И. Жук. «М. М. Коцюбинский». Пастель. 1907. Черниговский литературно-мемориальный музей М. М. Коцюбинского. Украинская Советская Социалистическая Республика.

М. И. Жук. «М. М. Коцюбинский». Пастель. 1907. Черниговский литературно-мемориальный музей М. М. Коцюбинского.

  В 19 — начале 20 вв. интенсивно развивались многочисленные традиционные виды народного декоративно-прикладного искусства (резьба по дереву, керамика, килимарство, вышивка, набойка и т.д.). Особого расцвета достигло искусство декоративной росписи, покрывавшей наружные детали построек (наличники, ставни и т.д.), мебель и образовывавшей наиболее сложные композиции в интерьерах хат. Исключительной культурой геометрической по формам и древнего по мотивам орнамента было отмечено народное искусство Закарпатья (резчик по дереву Ю. И. Шкрибляк и др.).

Искусство Советской Украины. Великая Октябрьская социалистическая революция коренным образом изменила условия эволюции украинской художественной культуры, создав наиболее благоприятные предпосылки для её развития.

  В 1920-х гг. были составлены генеральные планы реконструкции Запорожья, Краматорска, Харькова и многих др. городов (архитекторы А. М. Касьянов, И. И. Малозёмов и др.), выдвинут ряд прогрессивных предложений по планировке жилых кварталов и типизации жилых домов и прочих сооружений (Бекетов, В. К. Троценко), развёрнуто широкое строительство школ, клубов, дворцов культуры, больниц и поликлиник. В архитектуре этого периода использовались формы народного зодчества (посёлок Харьковского паровозостроительный завод, 1924, архитектор Троценко), украинского барокко (с.-х. академия в Киеве, 1923—30, архитектор Д. М. Дьяченко), неоклассицизма (Дом Советов в Первомайске, 1925—27, архитектор В. А. Эстерович); сформировалось на правление конструктивизма (ансамбль площади им. Ф. Э. Дзержинского в Харькове, 1925—29, архитекторы С. С. Серафимов и др.), представители которого стремились к лаконизму форм и строгой функциональности планировочных решений (городская больница в Запорожье, 1930—32, архитектор Л. И. Юровский), разрабатывали методы организации нового, социалистического быта (рабочий посёлок Харьковского тракторного завода, 1930, архитектор Алешин). Невиданный размах приобрело промышленное строительство, примечательным образцом которого на У. стал комплекс Днепрогэс им. В. И. Ленина (1927—32, братья Веснины, Н. Я. Колли, Г. М. Орлов, С. Г. Андриевский, инженер И. Г. Александров; см. илл.).

Братья Веснины, Г. М. Орлов, Н. Я. Колли, С. Г. Андриевский и др. Днепрогэс. 1927—32, восстановлен в 1947—50. Украинская Советская Социалистическая Республика.

Братья Веснины, Г. М. Орлов, Н. Я. Колли, С. Г. Андриевский и др. Днепрогэс. 1927—32, восстановлен в 1947—50.

<a target=<a target=Советская архитектура. Днепровская гидроэлектростанция им. В.И.Ленина (1927—1932, инженер И.Г. Александров, архитекторы В. А. Веснин, Н. Д. Колли, Г. М. Орлов, С. Г. Андриевский), разрез. Украинская Советская Социалистическая Республика." alt="Советская архитектура. Днепровская гидроэлектростанция им. В.И.Ленина (1927—1932, инженер И.Г. Александров, архитекторы В. А. Веснин, Н. Д. Колли, Г. М. Орлов, С. Г. Андриевский), разрез."> Украинская Советская Социалистическая Республика." alt="Советская архитектура. Днепровская гидроэлектростанция им. В.И.Ленина (1927—1932, инженер И.Г. Александров, архитекторы В. А. Веснин, Н. Д. Колли, Г. М. Орлов, С. Г. Андриевский), план.">

Советская архитектура. Днепровская гидроэлектростанция им. В.И.Ленина (1927—1932, инженер И.Г. Александров, архитекторы В. А. Веснин, Н. Д. Колли, Г. М. Орлов, С. Г. Андриевский), разрез. Украинская Советская Социалистическая Республика.

Советская архитектура. Днепровская гидроэлектростанция им. В.И.Ленина (1927—1932, инженер И.Г. Александров, архитекторы В. А. Веснин, Н. Д. Колли, Г. М. Орлов, С. Г. Андриевский), разрез.

Советская архитектура. Днепровская гидроэлектростанция им. В.И.Ленина (1927—1932, инженер И.Г. Александров, архитекторы В. А. Веснин, Н. Д. Колли, Г. М. Орлов, С. Г. Андриевский), план.

  Основным планировочным элементом в градостроительстве 1930-х гг., получившем ещё больший размах, стал застроенный по периметру квартал, благоустроенный и озеленённый. Началась интенсивная реконструкция и застройка Донецка, Винницы, Запорожья, Киева, Полтавы и др. городов. Значительная роль в облике городов приобрели монументальные общественные здания, решенные в духе освоения классического архитектурного наследия [здание Совета Министров УССР (1934—38, архитекторы И. А. Фомин, П. В. Абросимов) и Верховного Совета УССР (1936—39, архитектор В. И. Заболотный), оба — в Киеве]. Среди др. значительных общественных сооружений этого периода — театр оперы и балета в Донецке (1935—1940, архитектор Л. И. Котовский), центральный универмаг в Днепропетровске (1935—37, архитектор А. Л. Красносельский), многочисленные ансамбли санаториев (санаторий ЦК профсоюза угольщиков в г. Жданове, 1939, архитектор О. В. Лукьянов). В 1930-е гг. продолжалось бурное промышленное строительство (комплекс 2-й очереди Харьковского тракторного завода, 1936—38, архитектор В. И. Богомолов и др.). В 1933 был организован Союз архитекторов УССР.

Скульпторы Л. С. Смерчинский, Е. И. Максименко, архитекторы Е. В. Попов, Е. Д. Бычков. Мемориальный комплекс «Жертвам фашизма» в Симферополе. 1973. Украинская Советская Социалистическая Республика.

Скульпторы Л. С. Смерчинский, Е. И. Максименко, архитекторы Е. В. Попов, Е. Д. Бычков. Мемориальный комплекс «Жертвам фашизма» в Симферополе. 1973.

  После Великой Отечественной войны 1941—1945 украинские города, восстановленные из руин, стали ещё более удобными для жизни населения. При восстановлении городов (например, Севастополя, архитекторы В. М. Артюхов и др., Тернополя, архитекторы В. И. Новиков и др., оба — 1945—54), строительстве новых городов (например, Новой Каховки, 1952—1954, архитекторы А. Д. Маторин и др.), а также при реконструкции и застройке Крещатика в Киеве (1947—54, архитекторы А. В. Власов, А. В. Добровольский, В. Д. Елизаров, А. И. Малиновский, Б. И. Приймак и др.; см. илл.) зодчие стремились к величественной репрезентативности образов, применяли разнообразный архитектурный декор (в том числе традиционную для У. облицовочную керамику). Со 2-й половины 50—60-х гг. украинские архитекторы широко использовали типовые проекты, а с 70-х гг. — типовые блок-секции и конструкции сборного домостроения. Среди градостроительных проектов этих лет выделяются генеральные планы Киева (1969, архитекторы Приймак и др.), Одессы (1966, архитекторы Б. И. Тандарин и др.), Харькова (1963, архитекторы В. Л. Антонов и др.) и др. городов. В новых городских жилых массивах и новых городах ведущее значение обрели крупные микрорайоны с комплексной застройкой. Созданы проекты планировки городов-заповедников (Луцка, 1970, архитекторы Б. В. Колосок и др.), предусматривающие выделение охранных зон для памятников архитектуры. В лучших из новых жилых районов создаются многообразные пространственные композиции застройки [массивы: Русановка (1965—72, архитекторы В. Е. Ладный, Г. С. Кульчицкий) и Березняки (1971, архитекторы С. Б. Шпильт, В. М. Гречина и др.), оба — в Киеве; застройка набережной р. Кальмиус в Донецке (1965— 1972, архитекторы В. С. Бучек и др.) и Мандрыковской набережной в Днепропетровске (1970—73, архитектор О. Г. Хавкин) и др.], которые обогащаются за счёт сочетания зданий разной этажности и усиления пластической выразительности объёмов. Функциональная чёткость планировки, лаконизм форм, применение монументально-декоративных композиций (мозаичных панно, майолики, анодированного алюминия и т.д.) характерны для общественных и транспортных сооружений 60—70-х гг. [гостиница «Тарасова гора» в Каневе (1961, архитекторы Н. Б. Чмутина, Е. В. Гусева, А. А. Зубок и др.; см. илл.), киноконцертный зал «Украина» в Харькове (1963, архитекторы В. С. Васильев и др.), Дворец пионеров (1965, архитекторы А. М. Милецкий, Э. А. Бильский), аэровокзал в Борисполе (1966, архитекторы А. В. Добровольский и др.), Дворец культуры «Украина» (1970, архитекторы Е. А. Маринченко, И. Г. Вайнер, П. Н. Жилицкий; см. илл.), все — в Киеве; морской вокзал в Одессе (1965—66, архитекторы В. К. Головищ и др.), детская спортивная школа в Луцке (1970, архитекторы Р. Г. Метельницкий и др.), крытый рынок в Черкассах (1971, архитекторы Чмутина и др.), гостиница «Запорожье» в Запорожье (1972, архитектор С. А. Тульчинский), Оперный театр в Днепропетровске (1974, архитектор Б. П. Жежерин) и др.]. Ещё большие масштабы получает промышленное строительство. Работы по восстановлению и реконструкции сёл, начатые после 1945, нашли продолжение в проектировании и строительстве 15 экспериментальных сёл, при котором особое внимание уделяется зонированию жилых и производственных территорий с учётом природных условий, использованию местных строительных материалов и приёмов народного зодчества [село Кодаки (Киевская область), 1966—70, архитекторы Б. А. Прицкер, М. М. Мельников и др.; центр села Моринцы (Черкасская область), 1964, архитекторы В. М. Орехов, Ю. С. Панько, и др.].

Канев. Гостиница «Тарасова Гора». 1961. Архитекторы Н. Б. Чмутина, Е. В. Гусева, А. А. Зубок, В. Г. Шталько, М. И. Гречина, инженеры Л. Г. Дмитриев, А. А. Игнатенко. Украинская Советская Социалистическая Республика.

Канев. Гостиница «Тарасова Гора». 1961. Архитекторы Н. Б. Чмутина, Е. В. Гусева, А. А. Зубок, В. Г. Шталько, М. И. Гречина, инженеры Л. Г. Дмитриев, А. А. Игнатенко.

А. В. Добровольский и др. Аэровокзал в Борисполе (Киев). 1966. Интерьер. Украинская Советская Социалистическая Республика.

А. В. Добровольский и др. Аэровокзал в Борисполе (Киев). 1966. Интерьер.

В. Я. Крючков, М. М. Мельников, Б. А. Прицкер, Л. Л. Семенюк и др. Площадь им. В. И. Ленина в селе Кодаки (Киевская обл.). Застраивается с 1965. Украинская Советская Социалистическая Республика.

В. Я. Крючков, М. М. Мельников, Б. А. Прицкер, Л. Л. Семенюк и др. Площадь им. В. И. Ленина в селе Кодаки (Киевская обл.). Застраивается с 1965.

А. М. Милецкий, Э. А. Бильский. Дворец пионеров в Киеве. 1965 Украинская Советская Социалистическая Республика.

А. М. Милецкий, Э. А. Бильский. Дворец пионеров в Киеве. 1965

  В первые годы Советской власти на У. сложилось искусство наглядной агитации (плакат, окна УкРОСТА и ЮгРОСТА, оформление празднеств, агитационных поездов и пароходов). Ленинский план монументальной пропаганды стимулировал создание обобщённо-героических образов в монументальной скульптуре (М. И. Гельман, И. П. Кавалеридзе). Художники-монументалисты во главе с М. Л. Бойчуком (И. И. Падалка, В. Ф. Седляр и др.) стремились переосмыслить опыт древнерусских и итальянских ренессансных фрескистов, нередко придавая своим образам схематическая отвлечённость. Украинские живописцы 1920-х гг. [наряду с художниками, сложившимися ещё в дореволюционный период (Самокиш, Волокидин, Ф. Г. Кричевский и др.), выдвинулись такие мастера, как А. Г. Петрицкий, А. А. Шовкуненко и др.] запечатлевали в своих произведениях драматические события революции и Гражданской войны, характерные приметы советской действительности, черты нового человека.

А. А. Шовкуненко. Портрет С. А. Ковпака. 1945. Музей украинского изобразительного искусства УССР. Киев. Украинская Советская Социалистическая Республика.

А. А. Шовкуненко. Портрет С. А. Ковпака. 1945. Музей украинского изобразительного искусства УССР. Киев.

И. П. Кавалеридзе. Памятник Артёму (Ф. А. Сергееву) в Артёмовке. Бетон. 1923—24. Не сохранился. Украинская Советская Социалистическая Республика.

И. П. Кавалеридзе. Памятник Артёму (Ф. А. Сергееву) в Артёмовке. Бетон. 1923—24. Не сохранился.

И. И. Падалка. «1919 год». 1931. Украинская Советская Социалистическая Республика.

И. И. Падалка. «1919 год». 1931.

<a target=<a target=В. Д. Орловский. «Хаты в летний день». 1870-е гг. Музей украинского изобразительного искусства УССР. Киев. Украинская Советская Социалистическая Республика." alt="В. Д. Орловский. «Хаты в летний день». 1870-е гг. Музей украинского изобразительного искусства УССР. Киев."> Украинская Советская Социалистическая Республика." alt="А. Г. Петрицкий. «Не сад — город Киев». 1961. Музей украинского изобразительного искусства УССР. Киев.">

В. Д. Орловский. «Хаты в летний день». 1870-е гг. Музей украинского изобразительного искусства УССР. Киев. Украинская Советская Социалистическая Республика.

В. Д. Орловский. «Хаты в летний день». 1870-е гг. Музей украинского изобразительного искусства УССР. Киев.

З. И. Коломиец, Н. И. Оначко. Баклага. Керамика. 1950. Музей украинского народного декоративного искусства УССР. Киев. Украинская Советская Социалистическая Республика.

З. И. Коломиец, Н. И. Оначко. Баклага. Керамика. 1950. Музей украинского народного декоративного искусства УССР. Киев.

С. З. Шалматов. «Евангелист» (статуя из церкви в с. Чоповичи Тернопольской обл.). 1774. Музей украинского изобразительного искусства УССР. Киев. Украинская Советская Социалистическая Республика.

С. З. Шалматов. «Евангелист» (статуя из церкви в с. Чоповичи Тернопольской обл.). 1774. Музей украинского изобразительного искусства УССР. Киев.

Килим. Киевская обл. 2-я половина 19 в. Музей украинского народного декоративного искусства УССР. Киев. Украинская Советская Социалистическая Республика.

Килим. Киевская обл. 2-я половина 19 в. Музей украинского народного декоративного искусства УССР. Киев.

«Дмитрий Ростовский-Туптал». 18 в. Музей украинского изобразительного искусства УССР. Киев. Украинская Советская Социалистическая Республика.

«Дмитрий Ростовский-Туптал». 18 в. Музей украинского изобразительного искусства УССР. Киев.

А. Г. Петрицкий. «Не сад — город Киев». 1961. Музей украинского изобразительного искусства УССР. Киев.

  С 1920-х гг. на Советской У. интенсивно развивалось и театрально-декорационное искусство, первоначально не свободное от элементов конструктивизма и кубизма (М. И. Драк, Петрицкий, В. Г. Меллер, А. В. Хвостенко-Хвостов), книжная (Ижакевич, Г. И. Нарбут и др.) и станковая (В. Х. Заузе, В. И. Касиян и др.) графика, плакат (А. И. Страхов). В художественной жизни этих лет важную роль сыграли объединения АХЧУ [Ассоциация художников Красной (Червоной) У.], солидаризовавшиеся с АХРР и АРМУ [Ассоциация революционного искусства (мистецтва) У.].

Г. И. Нарбут. Обложка журнала «Солнце труда». Тушь, гуашь. 1919. Украинская Советская Социалистическая Республика.

Г. И. Нарбут. Обложка журнала «Солнце труда». Тушь, гуашь. 1919.

  Эволюция украинского изобразительного искусства в 30-е гг. проходила под знаком острой борьбы с формалистическими тенденциями, за углубление его гражданского содержания. Ведущее место в живописи заняла тематическая картина, отразившая пафос революционных битв и социалистических преобразования действительности (В. Н. Костецкий, Кричевский, Самокиш, К. Д. Трохименко и др.). Жизнеутверждающе-гуманистические настроения усилились также в портрете (Волокидин и др.), пейзаже (Бурачек, Шовкуненко и др.), графике (А. М. Довгаль, Касиян и др.) и скульптуре (М. Г. Лысенко и др.). В 1938 был создан Союз художников УССР. После воссоединения западных земель и Северной Буковины (а после окончания Великой Отечественной войны 1941—45 — Закарпатья) с Советской У. передовые западно-украинские художники (И. И. Бокшай, Кульчицкая, Манастырский, А. М. Эрдели и др.) влились в отряд деятелей украинского советского искусства.

К. Д. Трохименко. «Кадры Днепростроя». 1937. Музей украинского изобразительного искусства УССР. Киев. Украинская Советская Социалистическая Республика.

К. Д. Трохименко. «Кадры Днепростроя». 1937. Музей украинского изобразительного искусства УССР. Киев.

Р. М. Эрдели. «Обручённые». 1953. Львовский музей украинского искусства. Украинская Советская Социалистическая Республика.

Р. М. Эрдели. «Обручённые». 1953. Львовский музей украинского искусства.

В годы Великой Отечественной войны 1941—1945 украинские художники активно работали в действующей армии и в советском тылу, создавая боевые плакаты (Касиян, В. Г. Литвиненкои др.), агитокна, карикатуры и рисунки для фронтовых газет. Широкую известность получили скульптурные портреты Г. Л. Петрашевич, живописные портреты Шовкуненко, линогравюры А. С. Пащенко, офорты М. Г. Дерегуса, созданные в последние годы войны и многосторонне запечатлевшие её героев.

А. С. Пащенко. «Перед пуском воды» (из серии «Кременчугская ГЭС»). Цветная линогравюра. 1959. Фрагмент. Украинская Советская Социалистическая Республика.

А. С. Пащенко. «Перед пуском воды» (из серии «Кременчугская ГЭС»). Цветная линогравюра. 1959. Фрагмент.

  Тема героической борьбы советского народа в годы Великой Отечественной войны заняла одно из ведущих мест в украинской живописи 1950—1970-х гг. (В. Г. Пузырьков и др.). Исполнены романтического пафоса полотна, посвященные историко-революционным и историческим сюжетам (М. М. Божий, А. М. Лопухов, Г. С. Мелихов, М. И. Хмелько, В. В. Шаталин и др.). Тонкой наблюдательностью отличаются портреты работы Божия, А. А. Коцки, Шовкуненко, темпераментные пейзажи Н. П. Глущенко, А. М. Кашшая, С. Ф. Шишко и др. Поэтически раскрыли различные стороны современного советского быта картины С. А. Григорьева, Костецкого, А. Г. Сафаргалина и др. Оптимизм лирических образов, позднее сочетающийся с яркой декоративностью колорита, свойствен живописи Г. М. Глюка, Т. Н. Яблонской и др.

Украинская ССР. М. М. Божий. «Думы мои, думы…». 1959—60. Музей украинского изобразительного искусства УССР. Киев. Украинская Советская Социалистическая Республика.

Украинская ССР. М. М. Божий. «Думы мои, думы…». 1959—60. Музей украинского изобразительного искусства УССР. Киев.

  Широта проблематики отличает украинскую скульптуру этого периода. Богатый духовный мир современника отражён в скульптурных портретах работы В. З. Бородая, А. А. Ковалева, А. П. Олейника и др., в композициях В. И. Свиды и др. Масштабностью образов отличаются скульптурные произведения на исторические сюжеты (М. К. Вронский, Д. П. Крвавич, П. Ф. Мовчун, А. П. Скобликов и др.). Значительны достижения монументальной пластики (Бородай, В. И. Зноба, Г. Н. Кальченко, Лысенко и др.).

  Наряду со станковой живописью и скульптурой в 1950—70-е гг. плодотворно развивается театрально-декорационное искусство, где вместе со старейшими мастерами (Петрицкий, Хвостенко-Хвостов и др.) успешно выступали П. А. Злочевский, Е. Н. Лысик, Ф. Ф. Нирод и др. Глубокое понимание специфики кинематографического образа характерно для творчества художников-оформителей В. И. Агранова и др. Широким тематическим, жанровым и эмоциональным диапазоном отличается современная украинская графика. Новые грани таланта продемонстрировали старые мастера (Дерегус, Касиян, Кульчицкая, Л. И. Левицкий и др.); плодотворно работают многие молодые художники (А. Д. Базилевич, А. Г. Данченко, В. С. Куткин, А. Ф. Фищенко, Г. В. Якутович и др.). Успехи искусства плаката связаны с именами Т. А. Лящука, О. К. Терентьева и др. В 1960—1970-е гг. заметно возросла роль монументально-декоративной живописи, открывающей многообразные пути синтеза с архитектурой (С. А. Кириченко, В. В. Мельниченко, А. Ф. Рыбачук и др.).

  Предпосылки для нового расцвета украинского народного искусства были обеспечены многочисленными мероприятиями Советского правительства (организация выставок, промысловых артелей, центров по собиранию и изучению образцов народного творчества). В 1920-х гг. сложился самобытный жанр народной станковой живописи, генетически связанной с изготовлением орнаментальных композиций на бумаге (с начала 20 в. частично вытеснявших настенные росписи хат); полные декоративной экспрессии композиции создавали Т. А. Пата, М. А. Примаченко, Г. Ф. Собачко-Шостак. Ярким своеобразием отличаются живописные произведения народной художницы Е. В. Белокур. В 20—50-х гг. в области декоративно-прикладного искусства особую известность приобрели народные мастера П. П. Верна, Я. Р. Халабудный (резьба по дереву), Д. Ф. Головко, И. Т. Гончар, Е. С. Железняк, П. И. Цвилык (керамика), А. Ф. Саенко (инкрустации из соломы), П. И. Василенко, Н. Ю. Вовк, Г. И. Верес (ткачество, в том числе килимарство). Развивались также набойка, вышивка, с конца 1920-х гг. возрождались многие традиционные народные промыслы [например, производство керамики (Косов, Опошня) и художественного стекла (Львов)]. В 1960—70-е гг. традиции народной художественной культуры, переосмысляемые в связи с новыми условиями городского и сельского быта, продолжают служить основным стилистическим источником украинского декоративно-прикладного искусства.

Е. В. Белокур. «Цветы». 1945. Музей украинского народного декоративного искусства УССР. Киев. Украинская Советская Социалистическая Республика.

Е. В. Белокур. «Цветы». 1945. Музей украинского народного декоративного искусства УССР. Киев.

 

  Лит.: Логвин Г. Н., Украинское искусство. X—XVIII вв., М., 1963; İcторiя 1—украïнського мистецтва, т. 1—6, Киïв, 1966—70; Головко Г. В., Архитектура Советской Украины, М., 1973; Сучасна apxiтектура Радянськоï Украïни, 1974.

  Г. Н. Логвин (до 18 в.), В. А. Афанасьев (конец 18-20 вв.), С. К. Килессо (советская архитектура).

Украинская Советская Социалистическая Республика, УССР (Украïнська Радянська Социалicтична Республika), Украина (Украïна).

Флаг государственный. Украинская ССР. Украинская Советская Социалистическая Республика.

Флаг государственный. Украинская ССР.

Герб государственный. Украинская ССР. Украинская Советская Социалистическая Республика.

Герб государственный. Украинская ССР.

I. Общие сведения
II. Государственный строй
III. Природа
IV. Население
V. Исторический очерк
VI. Коммунистическая партия Украины
VII. Ленинский Коммунистический Союз Молодёжи Украины
VIII. Профессиональные союзы
IX. Народное хозяйство
X. Медико-санитарное состояние и здравоохранение
XI. Народное образование и культурно-просветительные учреждения
XIII. Печать, радиовещание, телевидение
XIV. Литература
XV. Архитектура и изобразительное искусство
XVI. Музыка.
XIX. Кино
Так же Вы можете узнать о...


Чон Чхоль (настоящее имя; литературное имя — Сонган) (27.
Аваз Отар-оглы (15.8.1884, Хива, — 1919, там же), узбекский поэт, просветитель.
Байрон (мыс в Австралии) Байрон (Byron), мыс, самая восточная оконечность Австралии (153°39' восточной долготы и 28°38' южной широты).
Валдемарпилс, город в Талсинском районе Латвийской ССР.
Геморрагические лихорадки, группа передающихся от животных человеку природноочаговых вирусных заболеваний, объединённых общими клиническими признаками — повышением температуры (лихорадка), подкожными и внутренними кровоизлияниями.
Джем (англ. jam), плоды или ягоды, сваренные в сахарном сиропе.
Изгибание (математическое), деформация поверхности, при которой длина каждой дуги любой линии, проведённой на этой поверхности, остаётся неизменной.
Кираса (франц. cuirasse, от cuir — кожа), защитное вооружение из 2 пластин, выгнутых по форме спины и груди и соединённых пряжками на плечах и боках.
Курсовой проект, самостоятельная учебная работа, выполняемая в течение учебного года (курса, семестра) студентами втузов и учащихся техникумов под руководством профессоров и преподавателей; состоят из графической части (чертежей) и расчётно-объяснительной записки.
Масла минеральные, то же, что масла нефтяные.
Национально освободительная революция, революция, вырастающая из национально-освободительного движения и направленная на уничтожение иностранного господства и завоевание национальной независимости, ликвидацию национально-колониального гнёта и эксплуатации, реализацию нацией её права на самоопределение, на создание национального государства.
Паратрофные микроорганизмы (от пара... и греч.
Промышленно-производственный персонал в СССР, работники списочного состава предприятий промышленности и др.
Саркисов Бабкен Есаевич [р. 25.11(8.12). 1913, г.
Стационарный двигатель, двигатель, постоянно закрепленный на фундаменте и передающий энергию машинам, имеющим постоянное расположение.
Тувинцы (самоназвание — тыва, множественное число — тывалар; устаревшие названия, употреблявшиеся в литературе, — сойоны, сойоты, урянхайцы, таннутувинцы), нация, основное население Тувинской АССР.
Хищные (Carnivora), отряд млекопитающих. Длина тела от 13 см (ласка) до 3 м (медведи), весят от 30 г до 700 кг.