образование и культурно-просветительные учреждения"> образование и культурно-просветительные учреждения"> образование и культурно-просветительные учреждения">
Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика, РСФСР VIII. Народное образование и культурно-просветительные учрежденияБольшая Советская Энциклопедия. Статьи для написания рефератов, курсовых работ, научные статьи, биографии, очерки, аннотации, описания.
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
VIII. Народное образование и культурно-просветительные учреждения История народного образования на территории РСФСР уходит в глубокую древность. В Киевской Руси элементарная грамотность была распространена среди разных слоев населения, о чём свидетельствуют берестяные грамоты (самые ранние — 11 в.); при церквах и монастырях существовали училища, а при княжеском дворе и при Киево-Печерском монастыре — школы повышенного типа. Монголо-татарское иго (13—15 вв.) нанесло большой ущерб русской культуре. Известный подъём в развитии образования связан с формированием многонационального русского государства в 16—17 вв. и возникновением книгопечатания. В 1574 Иваном Федоровым был напечатан первый славяно-русский букварь. В 17 в. открывались средние (грамматические, греко-латинские) школы, в 1687 основана московская Славяно-греко-латинская академия — высшее общеобразовательное учебное заведение. В программе реформ Петра I большое внимание уделялось организации светских государственных школ. Открылись первые специальные учебные заведения: в Москве в 1701 — Школа математических и навигацких наук и Пушкарская (артиллерийская) школа, в 1707 при военном госпитале — медицинская школа, в 1712 — инженерная школа; в Петербурге в 1715 — Морская академия, в 1719 — инженерная школа; на Урале — горнозаводские школы. Артиллерийские школы появляются также в Петербурге (1712) и других крупнейших городах, навигацкие — в портовых городах. Общественная потребность в более широком общем образовании обусловила развитие высшего образования. При основанной в Петербурге в 1724 Академии наук были учреждены Академический университет и Академическая гимназия. Однако образование служило сословным интересам дворянского государства; народные массы оставались неграмотными. В 18 в. возникают закрытые дворянские учебные заведения — кадетские корпуса, институты благородных девиц. Это же время характеризуется развитием просветительских педагогических идей, осознанием необходимости государственной системы народного образования (И. И. Бецкой, Н. И. Новиков, А. Н. Радищев). Большое значение для развития образования имела деятельность М. В. Ломоносова; по его плану в 1755 был основан Московский университет и при нём 2 гимназии — для дворян и для разночинцев. Н. В. Томский. Памятник М. В. Ломоносову перед университетом на Ленинских горах в Москве. Бронза, гранит. 1953. В 1773 в Петербурге было основано Горное училище, в 1779 в Москве — Землемерная школа. В 1786 проведена школьная реформа, положившая начало созданию школьной системы в городах России (в губернских и уездных городах открывались народные училища). В начале 19 в. на основе Устава учебных заведений 1804 была создана государственная система преемственно связанных учебных заведений: приходские училища (1 год обучения), уездные училища (2 года), губернские гимназии (4 года) и университеты (3 года). В 1804 основан Казанский университет, в 1819 — Петербургский (см. Ленинградский университет), при университетах открываются 3-годичные педагогические институты. На базе Петербургского педагогического института (1804—16) в 1816 был создан Главный педагогический институт. Близкими к университетам по учебным планам были лицеи — Царскосельский под Петербургом, Демидовский в Ярославле. Казань. На переднем плане — Казанский университет. Развитие капиталистических отношений в 1-й половине 19 в. обусловило организацию высших технических учебных заведений (в Петербурге основан Лесной институт в 1803, Институт корпуса инженеров путей сообщения в 1809, Практический технологический институт в 1828, Институт гражданских инженеров в 1832, в Москве в 1830 — Московское высшее техническое училище и др.). В 1-й половине 19 в. в Москве было 20 гимназий, в Петербурге 17, почти в каждом губернском городе были гимназии, уездные и приходские училища, имелись училища и в уездных городах, но в сельской местности учебных заведений почти не существовало. Под влиянием общественного движения 60-х гг. были проведены школьные реформы, предусматривавшие централизацию управления школами; началось превращение сословной школы в школу буржуазную. По Уставу 1864 были утверждены 2 типа средней школы: классические гимназии с 7-летним сроком обучения, готовившие к поступлению в университеты, и реальные гимназии с 6-летним сроком обучения, дававшие право поступления в высшие технические учебные заведения. Известное развитие получило женское образование (женские гимназии, женские училища), было положено начало высшему женскому образованию (высшие женские курсы). В 60—70-е гг. основаны первые земские и правительственные учительские семинарии. С 1872 учреждены реальные училища; получают распространение церковноприходские школы. В 1865 открылась Петровская земледельческая и лесная академия в Москве, в 1888 университет в Томске и др. Изменился социальный состав студенчества, значительная его часть — выходцы из недворянских сословий. Уже в середине 19 в. среди студентов Петербургского университета насчитывалось 38% разночинцев, Казанского — 56%, Московского — 57%, в высших технических учебных заведениях этот процент был выше. На протяжении 19 в. за демократизацию образования вели борьбу представители революционно-демократического направления русского освободительного движения: А. И. Герцен, В. Г. Белинский, Н. Г. Чернышевский, Н. А. Добролюбов, Д. И. Писарев; выдающиеся деятели русского просвещения: Н. И. Пирогов, К. Д. Ушинский, Л. Н. Толстой, В. Я. Стоюнин, В. И. Водовозов, В. П. Острогорский, П. Ф. Лесгафт и др. В конце 19 — начале 20 вв. в неразрывной связи с революционным рабочим движением в России начала складываться марксистская педагогика. В. И. Ленин сформулировал требования пролетариата в области воспитания и образования. Большое значение для становления марксистской педагогики имели работы Н. К. Крупской, особенно её книга «Народное образование и демократия» (1915). Ульяновская область. На полях совхоза им. Н. К. Крупской. Ф. И. Шубин. Портрет З. Г. Чернышева. Мрамор. 1774. Система народного образования в предреволюционной России имела следующий вид. Начальная школа включала различные типы учебных заведений: 1-классные начальные училища (3—4 года), 2-классные начальные училища (5—6 лет), 4-классные высшие начальные училища (4 года); начальные училища по ведомственной принадлежности делились на земские, церковно-приходские, городские, министерские, фабричные. Среднее образование давали мужские (8 лет) и женские (7—8 лет) гимназии, реальные (6—7 лет) и коммерческие (7—8 лет) училища, духовные училища (4 года) и семинарии (6 лет), кадетские корпуса (7 лет), институты благородных девиц (8 лет), епархиальные училища (7—8 лет). Кроме того, действовали средние специальные учебные заведения, ремесленные, с.-х., торговые и др. училища и школы. Учителей готовили учительские семинарии (4 года) и учительские институты (3 года). Высшее образование давали университеты (4 года), высшие технические, с.-х., экономические и другие учебные заведения (4—5 лет), высшие женские курсы, духовные академии (4 года). Значительный разрыв между программами начальной и средней школы, неравномерность распределения учебных заведений по стране, плата за обучение в средних и высших учебных заведениях ограничивали доступ детей трудящихся к образованию. В конце 19 в. Россия по уровню образования отставала от развитых европейских стран. По данным переписи 1897, на территории, занимаемой ныне РСФСР, средний процент грамотности населения в возрасте 9—49 лет составлял 29,6; среди мужчин 44,4%, среди женщин 15,4% (в сельской местности соответственно 24,6%, 39,5%, 11%). В районах национальных окраин процент грамотности был значительно ниже (среди якутов, например, всего 0,7% умели читать). Многие национальности не имели своей письменности. В 1913 Ленин писал: «Такой дикой страны, в которой бы массы народа настолько были ограблены в смысле образования, света и знания, — такой страны в Европе не осталось ни одной, кроме России... Четыре пятых молодого поколения осуждены на безграмотность крепостническим государственным устройством России» (Полн. cобр. соч., 5 изд., т. 23, с. 127). Октябрьская революция открыла путь к знаниям, к культуре для трудящихся всех национальностей. В числе первых 13 народных комиссариатов учрежден Народный комиссариат просвещения РСФСР во главе с А. В. Луначарским. На основе ряда декретов, подписанных В. И. Лениным, создаётся новая система народного образования, отвечающая задачам социалистического строительства. В конце 1917 — начале 1918 приняты декреты об отделении церкви от государства и школы от церкви, национализации всех учебно-воспитательных учреждений и передаче их в ведение Наркомпроса; в октябре 1918 ВЦИК утвердил «Положение о единой трудовой школе РСФСР», которое предусматривало обязательное бесплатное обучение всех детей от 8 до 17 лет в школах 1-й и 2-й ступеней. Коммунистическая партия и Соетское государство поставили задачу — в кратчайший срок ликвидировать неграмотность среди населения. В 1920 СНК РСФСР учредил при Наркомпросе Всероссийскую чрезвычайную комиссию по ликвидации безграмотности. В 1923 создано общество «Долой неграмотность». В 1926 грамотность населения в возрасте 9—49 лет поднялась в РСФСР до 60,9%. В ряде районов республики ликвидация неграмотности в основном была завершена к концу 1932. По переписи 1939, грамотные составляли 89,7% населения, среди мужчин 96%, среди женщин 83,9% (в 1970 грамотность населения достигла 99,7%). Система народного образования претерпевала изменения, главным образом в типах и структуре школ, в сроках обучения и т.д. Уже с 1930/31 учебном году введено всеобщее обязательное начальное обучение в сельской местности, а в городах и рабочих посёлках — всеобщее обязательное 7-летнее. В 1930/31 учебном году на территории РСФСР обучалось 84,7% детей в возрасте 8—14 лет (46,1% в 1927/28 учебном году). В период осуществления всеобуча росло число школ и учащихся в них (в 1928/29 учебном году в 79,4 тыс. начальных школ — 5998 тыс. учащихся, в 1931/32 учебном году соответственно 95,8 тыс. и 9347,7 тыс.). В 1920-е — конце 30-х гг. особая роль в повышении уровня общего образования принадлежала рабочим факультетам (рабфакам). После 17-го съезда партии (1934), поставившего задачу завершить во 2-й пятилетке всеобщее обязательное политехническое обучение в объёме 7-летки, СНК РСФСР в марте 1934 принял постановление «О подготовке к введению семилетнего всеобщего обязательного политехнического обучения»; в нём предусматривалось обеспечить дальнейшее обучение всех детей, окончивших начальную школу, в городах и рабочих посёлках с 1935/36, а в сельской местности с 1937/38 учебного года. В 1949 было введено обязательное 7-летнее обучение с 7 лет. Значительно расширилась сеть школьных интернатов (в 1949/50 учебном году 3106 интернатов на 75,5 тыс. мест, из них 90% в сельской местности). В соответствии с решениями 24-го съезда КПСС (1971) сессия Верховного Совета РСФСР (август 1974) приняла постановление «О мерах по завершению перехода ко всеобщему среднему образованию в РСФСР». Определены 3 основных пути осуществления среднего образования — средние общеобразовательные школы, средние специальные учебные заведения, средние профессионально-технические училища. В августе 1974 Верховный Совет РСФСР принял Закон о народном образовании. В 1974 в средние учебные заведения было принято 92% выпускников 8-х классов общеобразовательных школ всех видов (на 18% больше, чем в 1970). Большое внимание уделяется развитию системы профессионально-технического образования. В 1920 были открыты первые школы фабрично-заводского, с.-х. и конторско-торгового ученичества (ФЗУ). В 1940 создана единая система государственных трудовых резервов СССР. На базе значительной части школ ФЗУ были образованы профессионально-технические училища и школы этой системы, которые в последующем были преобразованы в городские и сельские профессионально-технические училища. В связи с переходом ко всеобщему среднему образованию особое внимание обращено на расширение сети средних профессионально-технических училищ. В 1974 в средние профессионально-технические училища было принято 237 тыс. чел. Система дошкольного воспитания создана после Октябрьской революции. В начале 1974 работало 67 тыс. постоянных детских садов, яслей-садов и яслей, в которых воспитывались 6138 тыс. детей (в 1917 в 0,8 тыс. дошкольных учреждений было 4,2 тыс. детей; к 1940 в 29,9 тыс. дошкольных учреждений 1266 тыс. детей). В 1974/75 учебном году в 91,6 тыс. общеобразовательных школ всех видов обучались 23 941 тыс. учащихся; в 2 477 средних специальных учебных заведениях 2 673 тыс. (в 1940/41 учебном году в 2 188 средних специальных учебных заведениях 594 тыс. чел.), в том числе в учебных заведениях промышленности и строительства 1 187 тыс., в сельскохозяйственных 422 тыс. На 1 января 1975 в 3 589 профессионально-технических училищах системы Государственного профессионального образования обучались 1701 тыс. учащихся. Кроме того, 16,5 млн. рабочих и служащих обучались новым профессиям и повышали квалификацию на предприятиях, в учреждениях и организациях. Подготовку педагогических кадров для дошкольных и внешкольных учреждений, общеобразовательных школ, средних специальных учебных заведений, профессионально-технических училищ осуществляют педагогические училища, педагогические институты и университеты (см. Педагогическое образование). Для повышения квалификации учителей в 1974 действовало 80 институтов усовершенствования учителей. Количество общеобразовательных школ, численность учителей, учащихся общеобразовательных школ, средних специальных и высших учебных заведений см. в табл. 16 и 17. Табл. 16. — Число общеобразовательных школ, численность учителей в России и в РСФСР (на начало учебного года), тыс.
* Сокращение числа дневных общеобразовательных школ объясняется их реорганизацией и укрупнением, особенно в сельской местности. Табл. 17. — Число учащихся в общеобразовательных школах, средних специальных и высших учебных заведениях в России и в РСФСР (на начало учебного года), тыс.
В 1974 действовало 475 вузов (в 1914 в 72 вузах 86,5 тыс. студентов), в том числе 38 университетов (32 открыто после Октябрьской революции), 169 политехнических институтов, вузов промышленности, строительства, транспорта и связи, 54 с.-х. института и академии, 45 медицинских институтов, 125 институтов педагогических, культуры, искусства и физкультуры; обучалось 2798 тыс. студентов, в том числе в вузах промышленности и строительства 1232 тыс., просвещения 708 тыс., сельскохозяйственных 236 тыс. В районах Урала, Сибири и Дальнего Востока свыше 140 вузов, большинство из них открыто после Октябрьской революции. РСФСР — многонациональная республика; обучение в ней осуществляется на 47 языках. Учебные планы национальных школ предусматривают изучение национального языка и литературы по специальным программам и учебникам. Объём знаний по другим предметам не отличается от объёма знаний, которые даёт школа с русским языком обучения. Рост числа учащихся в общеобразовательных школах, средних специальных и высших учебных заведениях по автономным республикам см. в табл. 18. Табл. 18. — Число учащихся в общеобразовательных школах всех видов, средних специальных и высших учебных заведений по автономным республикам РСФСР (на начало учебного года), тыс.
* Включая заочное обучение. За годы Советской власти создана сеть внешкольных учреждений. В начале 1974 имелось 2350 дворцов и домов пионеров и школьников, 414 станций юных техников, 228 станций юных натуралистов, 90 экскурсионно-туристских станций, 98 детских парков системы министерства просвещения. Большая роль в коммунистическом воспитании трудящихся и народном образовании принадлежит культурно-просветительным учреждениям — библиотекам, музеям, дворцам и домам культуры. В 1974 было свыше 62 тыс. массовых библиотек с общим фондом 848,3 млн. единиц хранения (9,3 тыс. библиотек, 6,7 млн. тт. в 1913). В РСФСР находятся крупнейшие универсальные библиотеки — Государственная библиотека СССР им. В. И. Ленина в Москве, Государственная публичная библиотека им. М. Е. Салтыкова-Щедрина в Ленинграде (методический центр массовых библиотек РСФСР), а также Государственная публичная историческая библиотека РСФСР в Москве, научные библиотеки Московского, Ленинградского, Казанского университетов и других вузов, Центральная политехническая библиотека и другие центральные отраслевые библиотеки в Москве. И. О. Бове. 1-я Градская больница в Москве. 1828—32. В 1974 имелось 639 музеев, в том числе 87 историко-революционных и исторических, 304 краеведческих, 109 мемориальных, 87 искусствоведческих и др. Среди крупнейших музеев — музеи В. И. Ленина, Центральный музей Революции СССР, Третьяковская галерея и Музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина в Москве, Русский музей и Эрмитаж в Ленинграде и многие другие. См. также Москва, Ленинград. В 1974 насчитывалось 76,9 тыс. клубных учреждений, в том числе в сельской местности 66 тыс. Сведения о народном образовании и культурно-просветительных учреждениях в отдельных краях, областях, автономных республиках, автономных областях и национальных округах РСФСР см. в соответствующих разделах этих статей. Лубочная картинка «Цирюльник хочет раскольнику бороду стричь». Гравюра на дереве. 1-я четверть 18 в. Музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина. Москва. Сцена из спектакля «Все остается людям» С. И. Алешина. Ленинградский академический театр драмы им. А. С. Пушкина. 1959.
Лит.: Народное образование в РСФСР, под ред. М. П. Кашина и Е. М. Чехарина, М., 1970; Константинов Н. А., Медынский Е. Н., Шабаева М. Ф., История педагогики, 4 изд., М., 1974. Н. В. Александров, И. М. Терехов. Кадр из фильма «Веселые ребята». Реж. Г. В. Александров. 1934. Художественная самодеятельность. Самодеятельные коллективы возникли сразу после Октябрьской революции 1917. На фронтах Гражданской войны 1918—20 выступали сотни драматических кружков. В начале 1919 при ТЕО (Театральном отделе) Наркомпроса был создан подотдел рабоче-крестьянского театра, занимавшийся развитием театральной самодеятельности. В середине 1920-х гг. большое распространение получили такие формы самодеятельности, как «Живая газета», «Синяя блуза» (в городе), «Красная рубаха» (в деревне). Репертуар этих небольших коллективов состоял из обозрений, отдельных концертных номеров, литературных монтажей, сатирических частушек, посвященных злободневным темам. Авторами нередко были сами участники кружков. В конце 20-х — начале 30-х гг. зародилось так называемое трамовское движение (см. Театр рабочей молодёжи). Постановление СНК РСФСР «Об улучшении театрального дела» (1930) способствовало усилению связей профессионального и самодеятельного театра. С конца 30-х гг. в репертуар самодеятельных театров начинают входить лучшие пьесы советских драматургов, русской и зарубежной классики. В 1932 для руководства и помощи самодеятельности в Москве был создан Центральный дом самодеятельного искусства (ЦЕДИСК), при котором в 1934 организованы курсы заочного обучения для руководителей и участников художественной самодеятельности (ныне Заочный народный университет искусств; в 1974 обучалось свыше 17 тыс. чел.). В 1936 ЦЕДИСК был реорганизован во Всесоюзный (позднее — Центральный) дом народного творчества им. Н. К. Крупской. В 1940-е гг. дома народного творчества возникли во всех автономных республиках и областях РСФСР. В период Великой Отечественной войны 1941—45 самодеятельные коллективы выступали на фронтах, на оборонных предприятиях, в военных госпиталях. Дом Ершова. Середина 19 в. Ныне в Историко-архитектурном музее-заповеднике в Костроме. В клубных учреждениях работают коллективы: хоровые, драматические, хореографические, цирковые, эстрадные, ансамбли песни и пляски, оркестры (народных инструментов, симфонические, эстрадные, духовые), вокальные и инструментальные ансамбли различных составов, агитационные художественные бригады, творческие объединения чтецов, художников, кинои фотолюбителей. Наиболее популярные и массовые коллективы — хоровые и вокальные. Значительное распространение получили агитбригады— ежегодно только в сельских местностях они дают до 200 тыс. концертов, широко используя местный материал. Много внимания в самодеятельном искусстве уделяется преемственности и сохранению национальных народных традиций, сбору и популяризации произведений народного творчества. Новой, более высокой ступенью развития художественной самодеятельности стали народные театры. Это звание с 1959 присваивается министерством культуры РСФСР наиболее зрелым драматическим коллективам, завоевавшим авторитет у общественности высоким уровнем спектаклей, систематическими выступлениями; с 1960 лучшим хорам, ансамблям, оркестрам, танцевальным коллективам присуждается звание любительских (народных) коллективов. Существенное влияние на развитие самодеятельности оказывают регулярно проводимые в РСФСР и её автономных республиках смотры самодеятельности; развитию фольклорных коллективов — проводимые на местах праздники и фестивали. Коллективам художественной самодеятельности принадлежит важная роль в культурном обслуживании населения (особенно в городах, районных центрах, посёлках, не имеющих профессионального театра). В 1974 самодеятельные коллективы клубных учреждений только государственной системы дали свыше миллиона концертов, на которых присутствовало 136 млн. зрителей. В 1975 в клубных учреждениях государственной системы работало около 250 тыс. кружков, объединяющих 2,4 млн. участников. Лит.: Зограф Н. Г., Театральная самодеятельность, в кн.: Очерки истории русского советского драматического театра, т. 2, М., 1960; Кукаретин В. И., Самодеятельное искусство, там же, т. 3, М., 1961. Л. И. Заславская. Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика, РСФСР. Герб государственный. РСФСР. I. Общиесведения РСФСР образована 25 октября (7 ноября) 1917. Граничит на С.-З. с Норвегией и Финляндией, на З. — с Польшей, на Ю.-В. — с Китаем, МНР и КНДР, а также с союзными республиками, входящими в состав СССР: на З. — с Эстонской ССР, Латвийской ССР, Литовской ССР и Белорусской ССР, на Ю.-З. — с Украинской ССР. на Ю. — с Грузинской ССР, Азербайджанской ССР и Казахской ССР. Наибольшая протяжённость морских границ приходится на Северный Ледовитый (моря: Баренцево, Белое, Карское, Лаптевых, Восточно-Сибирское, Чукотское) и Тихий (моря: Берингово, Охотское, Японское) океаны. Кроме того, РСФСР омывается морями Атлантического океана: Балтийским, Чёрным и Азовским, а также Каспийским морем. Киржач. Ткацкий цех шёлкового комбината. РСФСР — крупнейшая по площади, населению и экономической мощи союзная республика СССР. На её долю приходится 3/4 территории и свыше 1/2 населения, 2/з промышленной и около 1/2 с.-х. продукции страны. Площадь 17075,4 тыс. км2. Население 133 741 тыс. чел. (на 1 января 1975). Столица — г. Москва. Эльбрус. РСФСР включает 16 автономных республик (Башкирская, Бурятская, Дагестанская, Кабардино-Балкарская, Калмыцкая, Карельская, Коми, Марийская, Мордовская, Северо-Осетинская, Татарская, Тувинская, Удмуртская, Чечено-Ингушская, Чувашская, Якутская), 5 автономных областей (Адыгейская, Горно-Алтайская, Еврейская, Карачаево-Черкесская, Хакасская), 6 краев, 49 областей, 10 национальных округов [Агинский Бурятский, Коми-Пермяцкий, Корякский, Ненецкий, Таймырский (Долгано-Ненецкий), Усть-Ордынский Бурятский, Ханты-Мансийский, Чукотский, Эвенкийский, Ямало-Ненецкий]. В экономическом отношении выделяются 10 экономических районов: Северо-Западный, Центральный, Волго-Вятский, Центрально-чернозёмный, Поволжский, Северо-Кавказский, Уральский, Западносибирский, Восточно-Сибирский и Дальневосточный (см. табл. 1).(См. карту). Табл. 1. —Территория, население и административно-территориальное деление экономических районов, областей, краев и автономных республик (на 1 января 1975)
* Входит в Прибалтийский экономический район. II. Государственный строй III. Природа IV. Население V. Исторический очерк VI. Народное хозяйство VII. Медико-санитарное состояние и здравоохранение VIII. Народное образование и культурно-просветительные учреждения IX. Наука и научные учреждения 1. Естественные и технические науки 2. Общественные науки 3. Научные учреждения X. Печать, радиовещание, телевидение XI. Литература XII. Архитектура и изобразительное искусство XIII. Музыка XIV. Танец. Балет XV. Драматический театр XVI. Кино |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|