Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика, РСФСР 1. Естественные и технические науки

Большая Советская Энциклопедия. Статьи для написания рефератов, курсовых работ, научные статьи, биографии, очерки, аннотации, описания.


А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я 1 2 3 4 8 A L M P S T X
РА РВ РД РЕ РЁ РЖ РИ РК РН РО РП РС РТ РУ РШ РЫ РЭ РЮ РЯ
РОА
РОБ
РОВ
РОГ
РОД
РОЕ
РОЖ
РОЗ
РОЙ
РОК
РОЛ
РОМ
РОН
РОО
РОП
РОР
РОС
РОТ
РОУ
РОХ
РОЧ
РОШ
РОЩ
РОЭ
РОЮ
РОЯ

1. Естественные и технические науки

Естественнонаучные знания до конца 17 в. Ранний период развития Древней Руси — время накопления эмпирических знаний о природе. Вырабатывались и передавались из поколения в поколение технические навыки, формировались основанные на наблюдении и опыте естественнонаучные представления; зарождались элементы научного знания. В Киевской Руси достигли высокого уровня строительная техника (крепостные сооружения, храмы) и ремесло. Изготовлялись различные орудия труда, оружие, уникальные изделия ювелирного искусства, многообразные предметы из стекла и керамики.

  Разнообразные естественноисторические сведения содержатся в летописях. Многочисленны упоминания об астрономических и метеорологических явлениях (солнечных пятнах, затмениях, кометах, полярных сияниях), землетрясениях, наводнениях. «Повесть временных лет» свидетельствует, что в 10—11 вв. на Руси располагали географическими сведениями о Европе и отдельных частях Азии. В «Хождении» Даниила Паломника (1106—08) подробно описано путешествие от Константинополя до Иерусалима. Из немногочисленных дошедших до нашего времени памятников астрономической и математической литературы представляют интерес статьи Русской правды, содержащие вычисления приплода от различных домашних животных, пчёл и др., а также трактат Кирика Новгородца «Учение имже ведати человеку числа всех лет» (1136), посвященный вопросам счисления времени.

  После введения христианства (конец 10 в.) на Руси получила распространение переводная византийско-болгарская богословская литература. Она содержала (хотя и в искажённой форме) и элементы античной науки. В «Хронике Георгия Амаратола» сообщалось об атомистике Демокрита. «Изборник Святослава» (1073) включал сведения о знаках Зодиака, давал гигиенические советы. В «Шестодневе» Иоанна Болгарского излагались представления Аристотеля и Платона о строении Вселенной, делении животных на классы, анатомии человека, климатических поясах Земли и др. В «Источнике знаний» Иоанна Дамаскина — аристотелевское учение о стихиях. «Физиолог» рассказывал о многообразии животного мира. Тяжёлый урон русской культуре, развитию естествознания и техники на Руси нанесло монголо-татарское нашествие.

  Со 2-й половины 14 в. развивались солеварение, смолокурение, поташное дело, металлургия. В конце 14 в. (1382) на Руси появились первые пушки, в начале 15 в. — башенные часы (в Москве, 1404, Новгороде, 1436, Пскове, 1477). Возобновилось строительство крупных сооружений, при котором применялись подъёмные механизмы (блоки, вороты). В качестве двигателей широко использовались водяные колёса. В Москве в конце 15 в. создан Пушечный двор, где в 1586 А. Чеховым отлита Царь-пушка, в 1534 основан Монетный двор, в 1563 — Печатный двор. В 16—17 вв. были открыты месторождения медных, серебряных, железных и других руд, начата их систематическая разработка. В конце 16 в. возникли первые мануфактурные производства (бумажные мельницы). В 17 в. работали Хамовный (полотняный) двор в Москве, железоделательные заводы в Кашире и Туле, стекольный и пороховой заводы под Москвой и др.

  К концу 15 в. завершилось образование Русского централизованного государства. Шло постоянное освоение новых территорий, что стимулировало накопление знаний по отечественной географии. В результате многочисленных походов землепроходцев и рудознатцев были исследованы огромные пространства побережья Ледовитого океана, Сибири, Дальнего Востока. Совершались путешествия и за границу, особенно на Восток (см. Географические открытия; раздел История географических исследований в статьях Азия, Европа).

Многообразную деятельность по учёту и освоению новых земель, строительству, развитию военной техники и т.п. осуществляли с начала 16 в. органы центрального государственного управления — приказы, куда привлекались специалисты, как русские, так и приглашаемые из-за границы. В Разрядном приказе выполнялись картографические работы по России, создан «Большой чертёж» и первое географическое описание Русского государства«Книга большому чертежу». Географические материалы хранились также в Приказе большого дворца и Посольском, где переводились книги с латинского, шведского, немецкого, греческого, польского и других языков (в частности, «Космография» Г. Меркатора); составлен «Устав ратных, пушечных и других дел...». С Аптекарским приказом связано развитие медицины; здесь разводили (в Аптекарском огороде) и изучали травы, изготовляли лекарства, переводили и создавали «лечебники» и «травники», обучали лекарей и аптекарей, в 1654 учреждена первая Врачебная школа. Естественнонаучный и технический опыт накапливался и в других приказах — Каменных дел, Пушкарском, Поместном и др. Приказы были первыми в России ячейками организации научно-технической деятельности.

  В 15—17 вв. продолжали переписываться «Шестоднев», «Христианская топография» и подобные произведения. Но появилась и светская научная литература, чему способствовали еретические движения. Новгородско-московскими еретиками в конце 15 — начале 16 вв. переводились произведения арабо-еврейской литературы, в частности астрономической — «Шестокрыл» (6 таблиц движения Луны) и «Космография». С 16 в. распространялись популярные естественнонаучные энциклопедии для любознательного читателя — «Луцидарус», азбуковники. С конца 15 в. появляются первые практические руководства (рецепты приготовления чернил и красок), к 17 в. их число значительно увеличилось — была прикладная литература по военному делу, арифметике и геометрии, астрономии, горному делу, сельскому хозяйству, медицине и т.д. С середины 17 в. в Россию начали проникать с Запада достижения нового естествознания: были переведены «Анатомия» Везалия, «Атлас» Блау, в котором излагалась система Коперника, «Селенография» Гевелия.

  Несмотря на известные достижения в накоплении и распространении научно-практических знаний, в России 17 в. почти отсутствовало естественнонаучное и техническое образование — существовали только Врачебная школа и ремесленное ученичество; в Славяно-греко-латинской академии естествознание по существу не преподавалось. Естественнонаучная литература оставалась рукописной.

Естественные и технические науки в 18 в. Экономические, военные и политические преобразования, начавшиеся на рубеже 17—18 вв., резко повысили потребность в специалистах, в научных и технических знаниях. Под руководством Петра I (при активном участии Я. В. Брюса, В. Н. Татищева, Ф. Прокоповича и др.) была проведена система мероприятий, способствовавших развитию специального образования в России: организованы специальные учебные заведения в Москве — Пушкарская школа на Пушечном дворе (1701), Школа математических и навигацких наук (1701), госпитальная медицинская школа (1707), Инженерная школа (1712); в Петербурге — Морская академия (1715), Инженерная школа (1719), медико-хирургическая школа (1733); на Урале — горнозаводские школы (с 1721) и др. В 1700 основана государственная горно-разведочная служба во главе с Приказом рудных дел (с 1719 — Берг-коллегия). В 1714 в Петербурге создан Аптекарский огород (с 1823 — ботанический сад) и основан первый русский естественнонаучный музей — Кунсткамера. По указанию Петра I при непосредственном участии Брюса было налажено издание научно-технической литературы: в 1703 вышли первый печатный учебник — «Арифметика» Л. Ф. Магницкого и «Таблицы логарифмов», в 1708 — первая набранная новым, гражданским шрифтом «Геометриа славенски землемерие. Приёмы циркуля и линейки» (перевод с нем. Брюса, отредактирована Петром I); выпускались многочисленные руководства (чаще переводные) по архитектуре, фортификации, артиллерии, кораблестроению, геометрии, астрономии и др. В 1722 вышло первое русское учебное пособие по механике «Наука статическая или механика» Г. Г. Скорнякова-Писарева. При новых учебных заведениях создавались библиотеки, в 1714 основана первая государственная библиотека (ныне Библиотека Академии наук СССР). При содействии Петра I и Брюса началось изготовление научных приборов и инструментов, в том числе оптических. В 1720—27 при Берг-коллегии организована химическая лаборатория.

Церковь Петра и Павла в Кожевниках в Новгороде. 1406. Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика, РСФСР.

Церковь Петра и Павла в Кожевниках в Новгороде. 1406.

  Интенсивно изучалась территория страны. В 1699 адмирал К. Крюйс провёл инструментальную съёмку Азовского моря и Дона. В 1714—15 экспедицией под руководством А. Бековича-Черкасского составлена рукописная карта восточного побережья Каспийского моря, на основе которой К. Верден и Ф. И. Соймонов составили первую достоверную карту Каспийского моря (издана в 1720). В 1719—21 И. М. Евреинов и Ф. Ф. Лужин составили подробную карту Камчатки и Курильских островов. В 1720—27 состоялась экспедиция в Сибирь под руководством Д. Г. Мессершмидта; в 1725—30—1-я Камчатская экспедиция В. И. Беринга и А. И. Чирикова; в 1733—43—2-я Камчатская (Великая Северная) экспедиция (около 2 тыс. чел.), морской частью которой руководили Беринг и Чириков, сухопутной — И. Г. Гмелин и Г. Ф. Миллер (среди участников — С. П. Крашенинников и Г. В. Стеллер; см. в статьях Географические открытия, Азия, раздел История географических исследований). В 1734 И. К. Кирилов издал первый русский печатный географический «Атлас Всероссийской империи». Значительные географические труды принадлежат В. Н. Татищеву.

  Интересы развивающегося государства требовали резкого повышения уровня подготовки специалистов и развития научных исследований. Для решения этих проблем в 1724 была учреждена Академия наук, которая совмещала функции научно-исследовательского учреждения и высшего учебного заведения (см. Российская академия наук). Деятельность АН сыграла большую роль в прогрессе отечественной науки, распространении научных знаний. Появились значительные исследования, основанные на атомистических представлениях о веществе, на принципе сохранения вещества и движения. Интенсивно разрабатывался математический аппарат механики, развивался эксперимент, систематически изучалась Земля, её флора и фауна. Целую эпоху в истории русской науки составила деятельность М. В. Ломоносова, органически сочетавшего широкий философский подход с решением конкретных практических задач. Труды Ломоносова охватили почти все отрасли знания, он оказал большое влияние на прогресс науки и образования в стране. Математика и механика развивались трудами Л. Эйлера, а также Н. и Д. Бернулли, Я. Германа, X. Гольдбаха, позже — С. К. Котельникова, С. Я. Румовского, И. А. Эйлера, Ф. И. Шуберта, астрономические исследования плодотворно вели Ж. Н. Делиль, Л. Эйлер, А. Д. Красильников, С. Я. Румовский, А. И. Лексель, П. Б. Иноходцев. Благодаря централизации и чёткой организации астрономо-геодезических работ Россия, не имевшая в начале 18 в. ни одной карты с градусной сеткой, к середине 18 в. располагала картами, основанными на астропунктах, число которых было больше, чем в других европейских странах. Физика развивалась трудами Ломоносова, Г. В. Рихмана, Ф. У. Т. Эпинуса, Л. Эйлера. Химия благодаря фундаментальным работам Ломоносова приобрела прочную научную основу. Разнообразные задачи технической химии решали Э. Лаксман, В. М. Севергин, Я. Д. Захаров, А. А. Мусин-Пушкин, оригинальные исследования провёл Т. Е. Ловиц. В результате академических экспедиций 1768—74 (П. С. Паллас, И. И. Лепёхин, С. Г. Гмелин, И. А. Гильденштедт, И. Г. Георги, Н. Я. Озерецковский, В. Ф. Зуев) был собран большой геологический, географический и биологический материал. С 80-х гг. началось составление геологических карт. В России работал К. Ф. Вольф, основоположник научной эмбриологии. Развивались микроскопические исследования (М. М. Тереховский, А. М. Шумлянский, Д. С. Самойлович). А. Т. Болотов заложил основы русской агрономической науки. Разрабатывались медицинские и организационные меры борьбы с инфекциями (Д. С. Самойлович); изучались демографические проблемы, выдвигались предложения по сокращению смертности, особенно детской, улучшению родовспоможения и ухода за новорождёнными (М. В. Ломоносов, С. Г. Зыбелин, Н. М. Амбодик-Максимович и др.).

  Развивалась техническая мысль. А. К. Нартов построил ряд токарно-копировальных станков с суппортом, станки для обработки каналов стволов и цапф пушек, предложил новые способы их отливки, создал (1741) скорострельное орудие из 44 3-фунтовых мортирок. Многочисленные изобретения в области прикладной механики и мостостроения принадлежат И. П. Кулибину. И. И. Ползунов создал в 1763—1765 на Барнаульском заводе теплосиловую установку. К. Д. Фролов в 1783—89 построил на рудниках Алтая гидросиловую установку.

  Во 2-й половине 18 в., особенно в последней его трети, расширилась подготовка специалистов, увеличился выпуск учебной литературы. В 1755 был основан Московский университет, в 1773 — Горное училище в Петербурге (ныне — Ленинградский горный институт), в 1779 — Землемерная школа в Москве (позже — Межевой институт), в 1798 — Медико-хирургическая академия в Петербурге. В 1765 возникло первое русское научное обществоВольное экономическое общество, способствовавшее разработке научных основ агрономии, усовершенствованию и созданию с.-х. орудий.

Естественные и технические науки в 19 в. (до 60-х гг.). 1-я половина 19 в. — период подготовки к переходу от науки, ограничивающейся главным образом описанием и систематизацией предметов и явлений, к науке, изучающей процессы, вскрывающей законы и взаимодействия; период кризиса метафизического мировоззрения, когда на смену механической картине мира шли представления, основанные на принципах сохранения и превращения энергии, на учении об историческом развитии Земли и органического мира. В России метафизическое мировоззрение было составной частью феодально-крепостнической идеологии, развенчание которой стало первоочередной задачей прогрессивной русской мысли. Наблюдался глубокий интерес к принципиальным мировоззренческими проблемам естествознания. В 1-й половине 19 в. наука развивалась в условиях глубоких социально-экономических противоречий: формирование капиталистического уклада требовало расширения изучения природных ресурсов и их применения, развития научных знаний, но отсталая экономика препятствовала расширению научных исследований.

  В 1-й половине 19 в. были созданы университеты в Казани, Петербурге и др.; с 1804 начали создаваться физико-математические факультеты, разделённые в 1834 на физико-математическое и естественное отделения. В 1819 введены учёные степени магистра и доктора наук, для занятия должностей в университетах стала обязательной защита соответствующих диссертаций. В Петербурге организованы учебные институты: лесной (1803), корпуса инженеров путей сообщения (1809), практический технологический (1828); артиллерийской и инженерной академии (1855); возобновил работу Главный педагогический институт (1828). При университетах и других высших учебных заведениях создавались обсерватории, химические лаборатории, физические кабинеты, ботанические сады и др.; несмотря на крайний недостаток материальных средств, развивались научные исследования. Возникали научные общества: Московское общество испытателей природы (1805), Минералогическое общество (1817), Московское общество сельского хозяйства (1820), при котором в 1822 учреждены школа и опытный хутор, ставшие базой Петровской земледельческой и лесной академии (1865), Русское географическое общество (1845) и др. Создавались научно-административные органы при Военном (военно-топографическое депо) и Морском (гидрографическом управление) министерствах, министерстве финансов (депо образцовых мер и весов, 1842), горном и с.-х. ведомствах (учёные комитеты).

  Основным научным центром был Петербург, где работали: математики М. В. Остроградский, В. Я. Буняковский, развивавшие математический анализ, математическую физику и другие разделы математики и механики, и начал свою деятельность основатель петербургской математической школы П. Л. Чебышев; первый директор основанной в 1839 Пулковской обсерватории В. Я. Струве, автор классических работ по астрономии; В. В. Петров, открывший электрическую дугу; Э. X. Ленц и Б. С. Якоби, много сделавшие для развития учения об электромагнетизме; Г. И. Гесс, установивший основной закон термохимии; А. А. Воскресенский, Н. Н. Зинин, Ю. Ф. Фрицше, положившие начало органической химии в России; эмбриолог и анатом X. Пандер; основатель сравнительной эмбриологии К. М. Бэр; автор классических трудов по хирургии и анатомии, основоположник военно-полевой хирургии Н. И. Пирогов, анатом П. А. Загорский, хирург И. Ф. Буш, анатом и хирург И. В. Буяльский и др.

  В Московском университете работали основатель московской школы аналитической механики Н. Д. Брашман; астрономы А. Н. Драшусов, Б. Я. Швейцер, Ф. А. Бредихин; метеоролог и климатолог М. Ф. Спасский; геолог Г. Е. Щуровский; хирург, анатом и физиолог Е. О. Мухин, терапевт М. Я. Мудров, терапевт и философ-материалист И. Е. Дядьковский, хирург Ф. И. Иноземцев; физиологи А. М. Филомафитский, В. А. Басов, И. Т. Глебов и др. В 40—50-е гг., когда усилилась политическая реакция и идея развития природы рассматривалась как подрывающая основы не только религии, но и государства, целостное учение о развитии мира разрабатывал и широко популяризировал К. Ф. Рулье, вокруг него в начале 50-х гг. сложилась первая в мировой додарвиновской биологии школа зоологов-эволюционистов (Н. А. Северцов, А. П. Богданов, Я. А. Борзенков, С. А. Усов и др.).

  В Казанском университете работали: создатель неевклидовой геометрии Н. И. Лобачевский; астрономы И. И. Литтров, И. М. Симонов, М. А. Ковальский: основатель казанской школы химиков Н. Н. Зинин, автор основополагающих работ по органическому синтезу; исследователь платиновых металлов К. К. Клаус, открывший в 1844 рутений; зоолог Э. А. Эверсман и др. В Дерптском университете начал свою деятельность Струве, руководивший в 1818—38 обсерваторией университета.

  В 1-й половине 19 в. было совершено около 40 кругосветных плаваний, в которых участвовали астрономы, физики, биологи и др. Одним из стимулов организации экспедиций была необходимость постоянной связи с возникшими в конце 18 в. русскими поселениями на Аляске и Алеутских островах и трудностями сухопутного сообщения с ними через Сибирь. В плаваниях И. Ф. Крузенштерна и Ю. Ф. Лисянского (1803—06). В. М. Головнина (1807—09, 1817—19). О. Е. Коцебу (1815—18, 1823—26), Ф. Ф. Беллинсгаузена и М. П. Лазарева (1819—21), М. Н. Васильева и Г. С. Шишмарёва (1819—22), Ф. П. Литке (1826—29) и других открыты сотни островов, Антарктида (1820), собраны ценные океанологические, геофизические, биологические, этнографические материалы. Продолжались исследования Арктики, Аляски (см. в ст. Северная Америка, раздел История географических исследований), Дальнего Востока (Г. И. Невельской, 1848—55), Сибири (А. Ф. Миддендорф, 1842—45), Алтая (П. А. Чихачёв, 1842), Аральского моря (А. И. Бутаков, 1848—49) и Каспийского моря (К. М. Бэр, 1853—56).

  В 1801—04 издана так называемая «столистовая карта» России в масштабе 20 вёрст в 1 дюйме; в 1839 составлена 10-вёрстная карта Западной России. В 1816—55 проведены русско-шведедские градусные измерения дуги меридиана длиной около 25°20' — от устья Дуная до берегов Северного Ледовитого океана (Струве, К. И. Теннер). Организовывались геологические исследования Донецкого горного кряжа (Е. П. Ковалевский, 1829), Подмосковного угольного бассейна (Г. П. Гельмерсен, Г. Д. Романовский, 1840—50-е гг.), Кавказа (Г. В. Абих, 1847—76), Урала и Алтая (Г. Е. Щуровский, 1838, 1844), Забайкалья, Сибири и др. Были составлены геологические карты Европейской России (Н. И. Кокшаров, 1840; Г. П. Гельмерсен, 1841). На средства русского правительства были организованы экспедиции немецкого учёного А. Гумбольдта (1829, Урал, Алтай, Средняя Азия) и английского геолога Р. Мурчисона (1840, Европейская Россия; 1841, Урал). Выходили труды по минералогии (В. М. Севергин, А. М. Теряев, Д. И. Соколов), биостратиграфии и палеонтологии (X. Пандер, П. М. Языков, Э. И. Эйхвальд) и др.

  Развивалась электротехника (П. Л. Шиллинг, Б. С. Якоби), металлургия (П. Г. Соболевский, И. И. Любарский, П. П. Амосов, П. Р. Багратион, И. М. Обухов, В. С. Пятов), ракетное дело (А. Д. Засядко, К. И. Константинов), мостостроение (С. В. Кербедз), ж.-д. дело (Н. О. Крафт, П. П. Мельников); П. К. Фролов построил в 1806—09 конно-чугунную дорогу, Е. А. и М. Е. Черепановы в 1833 — первый в России паровоз. В 1812 введены привилегии, охранявшие права изобретателей в России.

Естественные и технические науки в 1861—1917. Быстрый рост капитализма после отмены крепостного права в 1861 обусловил, особенно в последней трети 19 в., бурное развитие производительных сил. Возникли условия для подъёма естественных и технических наук. Русские учёные внесли выдающийся вклад в решение коренных проблем естествознания 2-й половины 19 в. В 1861 А. М. Бутлеров создал теорию химического строения, послужившую теоретической основой химического синтеза. В 1863 труд И. М. Сеченова «Рефлексы головного мозга» открыл новую эпоху в физиологии мозга — материалистическое понимание высшей нервной деятельности. В 60-х гг. А. О. Ковалевский создал эволюционную эмбриологию, В. О. Ковалевский — эволюционную палеонтологию. В 1869 Д. И. Менделеев открыл периодический закон химических элементов, ставший основой атомной физики и химии в 20 в. С 60-х гг. началась научная деятельность К. А. Тимирязева, внёсшего крупный вклад в учение о фотосинтезе и выступившего с блестящей защитой дарвинизма. В 1883 вышел классический труд В. В. Докучаева «Русский чернозём», в котором были заложены основы генетического почвоведения. Формировались многие научные школы, сыгравшие значительную роль в распространении и дальнейшем развитии научных идей, особенно в химии, биологии и математике.

  В Казани ученик Бутлерова А. М. Зайцев разработал методы синтеза предельных и непредельных спиртов; начали свою деятельность ученики Зайцева — Е. Е. Вагнер, А. Е. Арбузов и др.; сформировался виднейший последователь Бутлерова В. В. Марковников, перешедший в 1873 в Московский университет, где создал научную школу, развивавшую далее бутлеровскую теорию химического строения и внёсшую большой вклад в изучение состава кавказской нефти. Ученики Марковникова — М. И. Коновалов, Н. Я. Демьянов и Н. М. Кижнер открыли реакции, позволившие получить много новых органических соединений и послужившие основой для современного тонкого органического синтеза. Новым этапом в химии ацетиленовых углеводородов были исследования ученика Бутлерова А. Е. Фаворского, создавшего в Петербурге школу химиков-органиков. Учение Менделеева об определённых и неопределённых соединениях (типа сплавов) было развито в трудах Н. С. Курнакова и основанной им школы физико-химического анализа. В химии комплексных соединений основателем большой школы в Петербурге был Л. А. Чугаев. Работы Менделеева о растворах были продолжены Д. П. Коноваловым, М. С. Вревским и др. Важным этапом в истории термохимии и физической химии вообще явились труды Н. Н. Бекетова и его сотрудников. Исследования по химической кинетике и катализу были проведены в Петербурге Н. А. Меншуткиным, в Москве — Н. А. Шиловым и Коноваловым. Русских учёных волновали перспективы развития производительных сил страны. Неустанную борьбу за использование природных богатств России вёл Менделеев. Вопросами минеральных удобрений и известкования почв занимались Г. Г. Густавсон, А. Н. Энгельгардт и др. В конце 80-х гг. началась деятельность Д. Н. Прянишникова.

Вулкан Менделеева на острове Кунашир (Курильские острова). Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика, РСФСР.

Вулкан Менделеева на острове Кунашир (Курильские острова).

  Интенсивно развивалась биология. Выдающиеся русские биологи не только отстаивали эволюционную теорию, но и внесли крупный вклад в перестройку ряда разделов биологии на основе дарвинизма. И. И. Мечников применил эволюционные идеи в патологии. Сравнительно-анатомическим изучением путей и факторов эволюции занималась московская школа во главе с М. А. Мензбиром, а затем А. Н. Северцовым. Морфологические исследования Северцова и его школы легли в основу научных представлений о путях эволюции позвоночных. Он создал последовательное учение о соотношении онтогенеза и филогенеза.

  Мировую известность получило открытие в 1898 двойного оплодотворения покрытосеменных растений С. Г. Навашиным. Создателем школы ботанической географии был А. Н. Бекетов. Крупный вклад внесли русские учёные в развитие с.-х. науки. П. А. Костычев заложил основы агрономического почвоведения, И. В. Мичурин — научной селекции с.-х. культур; труды Г. Ф. Морозова оказали большое влияние на развитие биогеоценологии и лесоведения. Значительны работы по зоотехнии Н. П. Чирвинского, П. Н. Кулешова, М. И. Придорогина, М. Ф. Иванова, Е. А. Богданова, И. И. Иванова и др.

  Отечественные морфологи и физиологи обогатили мировую науку классическими исследованиями по анатомии, гистологии и физиологии нервной системы, исследованиями структуры и механизмов нервной регуляции физиологических процессов высшей нервной деятельности. Характерен синтез гистологических и физиологических исследований нервной системы (казанская школаВ. М. Бехтерев, Ф. В. Овсянников и др.). А. И. Бабухин и Овсянников внесли большой вклад в развитие экспериментального и эволюционного направлений в гистологии, П. Ф. Лесгафт — функционального направления в анатомии, Бехтерев создал учение о проводящих путях спинного и головного мозга. В. А. Бец исследовал цитоархитектонику коры головного мозга, А. С. Догель был основоположником морфологии интерорецепторов. Сеченов открыл центральное торможение (1862), доказал рефлекторную природу всех сознательных и бессознательных актов жизнедеятельности (1863), заложил основы сравнительной, эволюционной и возрастной физиологии и физиологии труда. Его многочисленные ученики и последователи (В. Ф. Вериго, И. Р. Тарханов, В. Ю. Чаговец, И. Ф. Цион, М. Н. Шатерников и др.) получили важные экспериментальные результаты и сделали глубокие обобщения во многих областях физиологии. Н. Е. Введенский создал учения о физиологически ритмах, взаимопереходе возбуждения и торможения и парабиозе. И. П. Павловым выполнены классические исследования по физиологии кровообращения (1874—88) и пищеварения (Нобелевская премия, 1904); его работы по высшей нервной деятельности — одно из наиболее значительных достижений науки конца 19 — начала 20 вв., во многом определившее направление исследований в физиологии, патологии, клинической медицине, психологии и др. областях знаний.

  В недрах физиологии началось развитие отечественной биохимии. А. Я. Данилевский открыл синтезирующее свойство ферментов. Он указал на общность их химического строения. В 1880 Н. И. Лунин обнаружил витамины. В. И. Палладии выявил механизмы биологического окисления. Мировое признание получили исследования основоположника общей микробиологии в России С. Н. Виноградского, открывшего хемоавтотрофные и азотфиксирующие микроорганизмы, В. Л. Омелянского по брожению, Прянишникова по азотистому обмену растений, перекисная теория окисления А. Н. Баха, метод адсорбционной хроматографии М. С. Цвета.

  В области общей патологии наибольшее значение имело открытие Мечниковым явления фагоцитоза и разработка фагоцитарной теории иммунитета (Нобелевская премия, 1908), а также его работы по сравнительной и эволюционной патологии, на базе которых развивается современная общая и экспериментальная патология. В. В. Пашутин создал оригинальную (патофизиологическую) школу русских патологов. Е. С. Лондон одним из первых исследовал биологическое действие проникающей радиации (1903, 1911). В 1912 Ф. А. Андреев получил удачные результаты по оживлению организма животного. Оформление патологической анатомии как самостоятельной науки связано с именами А, И. Полунина, М. М. Руднева (экспериментальное направление), М. Н. Никифорова (анатомо-клиническое направление). Развитие экспериментального и клинического направлений в фармакологии связано с работами физиологической лаборатории клиники С. П. Боткина и особенно с трудами Н. П. Кравкова и его школы.

Н. А. Андреев. В. И. Ленин. Бронза. 1920. Третьяковская галерея. Москва. Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика, РСФСР.

Н. А. Андреев. В. И. Ленин. Бронза. 1920. Третьяковская галерея. Москва.

  Русская клиническая медицина становится одной из ведущих в Европе. Боткин, Г. А. Захарьин, А. А. Остроумов и их ученики стали основоположниками оригинальных отечественных школ в различных медицинских специальностях. Линию Пирогова в хирургии продолжали Н. В. Склифосовский, А. А. Бобров, П. И. Дьяконов и др. Выделение педиатрии в самостоятельную дисциплину связано с именами С. Ф. Хотовицкого, Н. А. Тольского, Н. Ф. Филатова, Н. П. Гундобина. А. Я. Кожевников основал первую в мире кафедру нервных болезней (1869) и создал крупную школу русских невропатологов (В. К. Рот, Г. И. Россолимо и др.) и психиатров. В 1857 И. М. Балинский начал читать самостоятельный курс психиатрии. Школа С. С. Корсакова и В. П. Сербского выдвинула русскую психиатрию на одно из первых мест в Европе; в начале 1900-х гг. формируется оригинальная психоневрологическая школа Бехтерева. В русской дермато-венерологии создались школы ученика Боткина А. Г. Полотебнова, рассматривавшего болезни кожи как результат поражения целостного организма, и А. И. Поспелова, предложившего неврогенную теорию происхождения некоторых заболеваний кожи. Значительный вклад в организацию борьбы с венерическими болезнями внёс В. Н. Тарновский. Проблемы оперативной гинекологии разрабатывались А. Я. Крассовским и создателем школы московских гинекологов учеником Захарьина В. Ф. Снегиревым. Отечественные школы офтальмологов созданы Е. В. Адамюком и А. А. Крюковым, оториноларингологов — учеником Боткина Н. П. Симановским.

К. И. Росси. Площадь Ломоносова (быв. Чернышева) в Ленинграде. 1828—34. Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика, РСФСР.

К. И. Росси. Площадь Ломоносова (быв. Чернышева) в Ленинграде. 1828—34.

  В математике важнейшую роль играла петербургская школа во главе с Чебышевым, от которой отпочковались в дальнейшем численно небольшие научные школы в Харькове, Варшаве, Казани. Главные труды Чебышева и его школы (А. Н. Коркин, Е. И. Золотарев, А. А. Марков, А. М. Ляпунов, Г. Ф. Вороной. Н. Я. Сонин, А. Н. Крылов, В. А. Стеклов и др.) относятся к теории вероятностей, теории чисел, математическому анализу и математической физике. В связи со своими исследованиями по теории шарнирных механизмов Чебышев создал теорию наилучшего приближения функций. В теории вероятностей Марков заложил основы теории случайных (марковских) процессов. Ляпунов, независимо от А. Пуанкаре, развил теорию устойчивости систем и качественную теорию дифференциальных уравнений. Ученику Ляпунова Стеклову принадлежат крупные результаты в математической физике, а ученику Коркина Крылову — в прикладной математике, теоретической механике, теории корабля. В Казани разрабатывалась неевклидова геометрия. Значительные результаты в аналитической теории дифференциальных уравнений и её приложений к теории гироскопа получила С. В. Ковалевская. В начале 20 в. Д. Ф. Егоров и Н. Н. Лузин основали московскую школу теории функций действительного переменного.

  В области прикладной математики и механики крупнейшим вкладом явились труды Н. Е. Жуковского и С. А. Чаплыгина по гидроаэродинамике, а также И. В. Мещерского по механике тел переменной массы. Важное значение имели работы Н. В. Маиевского, положившие начало новому этапу в развитии баллистики. Классический труд по гидродинамической теории смазки принадлежит Н. П. Петрову. Одним из основателей теории автоматического регулирования был И. А. Вышнеградский. Основополагающие труды по теории космонавтики и космических аппаратов созданы К. Э. Циолковским.

  Труды сравнительно немногочисленных русских физиков последней трети 19 в. находились в русле новых течений в мировой науке, начало которых отмечено созданием теории электромагнитного поля. Одним из первых физиков в мире, высоко оценивших теорию поля, был А. Г. Столетов, организовавший физическую лабораторию при Московском университете. Ему принадлежат работы по магнетизму, фотоэффекту, электрическому разряду в газах. П. Н. Лебедев выполнил классические работы по давлению света на твёрдые тела и газы, получившие мировое признание; он создал в Московском университете школу физиков. Н. А. Умов в 1874 открыл закон распространения энергии в упругих телах. В. А. Михельсон в 1887 применил методы статистической физики к теории излучения. Крупных успехов достигла русская кристаллография благодаря трудам Е. С. Федорова и Г. В. Вульфа.

  В астрономии с 70-х гг. наряду с традиционной астрометрией начинает развиваться астрофизика. В Пулкове работали Ф. А. Бредихин, автор трудов по теории кометных орбит и спектрам комет и туманностей, и его ученик А. А. Белопольский. В Москве В. К. Церасский выполнил ряд работ по астрофотометрии.

  В науках о Земле значительные исследования геологической истории Европейской России проведены А. П. Карпинским. Эволюционную палеонтологию и биостратиграфию развивали А. П. Павлов, Н. И. Андрусов и др. В петрографии выделялись труды Ф. Ю. Левинсон-Лессинга. В 90-х гг. в Московском университете благодаря деятельности В. И. Вернадского возник крупный центр минералогии. К этому времени относится начало разносторонней деятельности Д. Н. Анучина.

  Высокого уровня развития достигли русская океанография (С. О. Макаров, Ю. М. Шокальский, Н. М. Книпович), климатология (А. И. Воейков). В 1900 выпущен «Климатологический атлас Российской империи». К началу 20 в. относятся работы Б. Б. Голицына, одного из основателей сейсмологии. Во 2-й половине 19 в. была проведена большая работа по изучению территорий России и непосредственно с ней граничивших стран. Ведущую роль в организации экспедиций в этот период играло Русское географическое общество. Начало экспедициям в Центральную Азию было положено П. П. Семёновым-Тян-Шанским в 1856—57; затем последовали экспедиции Н. М. Пржевальского и В. Н. Роборовского, Г. Н. Потанина, М. В. Певцова, Г. Е. Грумм-Гржимайло, П. К. Козлова и др. Известны геологические исследования Сибири П. А. Кропоткина, И. Д. Черского и В. А. Обручева; В. Л. Комаров исследовал флору Средней Азии, Дальнего Востока (Камчатки), Кореи, Маньчжурии и Китая. Продолжались исследования Арктики (экспедиции С. О. Макарова, Э. В. Толля, Г. Я. Седова, Г. В. Брусилова, Б. А. Вилькицкого). Большой вклад в науку внесли путешествия Н. Н. Миклухо-Маклая на Новую Гвинею и другие острова Тихого океана.

  В 1882 создан Геологический комитет, возглавивший геологические исследования в разных частях страны и поставивший задачу составления общей геологической карты России в 10-вёрстном масштабе. Однако до 1917 10-вёрстной съёмкой было охвачено всего лишь 10% территории. Успешно изучались Урал (Карпинский и Ф. Н. Чернышев), Донбасс (Л. И. Лугугин), Средняя Азия (И. В. Мушкетов). В 90-х гг. начались первые в России планомерные палеонтологические раскопки (В. П. Амалицкий).

  Развивались технические науки. К. П. Поленов разработал и внедрил «русское бессемерование» (1875—76). Вышли классические труды основоположника металлографии и теории термической обработки стали Д. К. Чернова. Одним из величайших открытий в области техники явилось изобретение радио А. С. Поповым (1895). Русские учёные заняли одно из ведущих мест в электротехнике. А. Н. Лодыгин изобрёл лампу накаливания (1872), П. Н. Яблочков — первую практически применимую дуговую лампу (1876), Н. Н. Бенардос и Н. Г. Славянов разработали основные способы дуговой электросварки (1882—88). Работы М. О. Доливо-Добровольского оказали существенное влияние на развитие техники трёхфазного тока. Большой вклад в развитие ж.-д. транспорта внесли А. П. Бородин, Н. Н. Митинский и др. С именем механика и теплотехника В. И. Калашникова связано развитие судостроения и судоходства. В области морского кораблестроения работали А. Н. Крылов, С. О. Макаров, И. Г. Бубнов, Н. П. Налетов; по строительству морских гидротехнических сооружений — М. С. Герсеванов. Значительное развитие получило транспортное строительство — проходка ж.-д. тоннелей, сооружение мостов и др. (Д. И. Журавский, Н. А. Белелюбский, Л. Ф. Николаи, Ф. С. Ясинский). Во многих областях механики и машиностроения работали К. А. Тиме, К. А. Зворыкин, В. Л. Кирпичёв и др.; техники и строительства — Н. П. Петров, В. Г. Шухов. Основы горной механики разрабатывал М. М. Протодьяконов, новые методы проектирования рудников — Б. И. Бокий и др.; проблемы бурения глубоких скважин — С. Г. Войслав, И. Н. Глушков. В военной технике среди теоретических и конструкторских работ по созданию нарезных орудий важное место занимали исследования Н. В. Маиевского, В. С. Барановского, Н. А. Забудского, А. В. Гадолина. Стрелковое и минно-торпедное вооружение, артиллерийские приборы создавали С. И. Мосин, М. М. Боресков, В. Н. Михаловский, А. П. Давыдов. Зарождалась авиация. В 1881 А. Ф. Можайский получил патент на «воздухолетательный снаряд» с паровым двигателем. В 1909—14 был создан ряд оригинальных конструкций самолётов (Я. М. Гаккель, Д. П. Григорович, И. И. Сикорский).

  В 18 в. и отчасти в 1-й половине 19 в. ведущее место среди научных учреждений занимала АН, но уже в 60-х гг. большее значение приобрели университеты. Однако их число было невелико (на территории современной РСФСР в 1917 — 7 университетов). Важной формой научной работы были съезды естествоиспытателей и врачей (13 съездов за 1867—1913). Съезды стимулировали дальнейший рост числа формировавшихся главным образом при университетах научных обществ. Универсальные общества естествоиспытателей возникли в Петербурге (1868), Казани (1869), Томске (1889). В Москве было основано общество любителей естествознания, антропологии и этнографии (1863). Создавались и специальные научные общества: Русское химическое (1868, Петербург), Русское физическое (1872, там же; в 1878 эти два общества объединились в Русское физико-химическое общество), Русское техническое (1866, Петербург), Московское математическое (1867), Московско-Петербургское медицинское (1883), любителей физики и астрономии в Нижнем Новгороде (1888), Казанское физико-математическое (1890) и др. Сеть специальных научных учреждений росла медленно. В 70-х гг. появились первые морские биологические станции: Севастопольская (1871), Соловецкая (1881). В 1915 при АН по инициативе группы академиков во главе с В. И. Вернадским образована Комиссия по изучению производительных сил России (КЕПС). Научные учреждения России оставались организационно разрозненными и недостаточно оборудованными. Лишь единицы из них приближались по типу к научно-исследовательскому институту. В составе АН насчитывалось 5 лабораторий, 5 музеев, 14 комитетов и комиссий, несколько обсерваторий. Во всех научных подразделениях АН было занято 109 научных сотрудников и около 180 вспомогательных и других работников.

  До Великой Октябрьской социалистической революции на территории современной РСФСР имелось 231 научное учреждение, в основном научные общества, лаборатории, экспериментальные станции и т.п. На территории восточнее Урала было всего 20 научных учреждений. В России насчитывалось около 12 тыс. научных работников.

  Перед Октябрьской революцией русская наука достигла высокого уровня благодаря работам выдающихся учёных в самых различных областях знания. Однако многие задачи не могли быть разрешены в условиях царской России.

  Развитие естественных и технических наук и научных учреждений после Октябрьской революции 1917. Великая Октябрьская социалистическая революция открыла новую эпоху в истории русской науки. «... Только социализм освободит науку от буржуазных пут, — предсказывал В. И. Ленин, — от ее порабощения капиталу, от ее рабства перед интересами грязного капиталистического корыстолюбия» (Полн. собр. соч., 5 изд., т. 36, с. 381). Коммунистическая партия и Советское правительство рассматривали науку как необходимое орудие построения социализма. Она стала активной силой экономического, общественного и культурного возрождения народов России. Одним из важных средств развития науки партия и правительство считали формирование общегосударственной сети научно-исследовательских учреждений. В результате Октябрьской революции русская наука изменилась не только количественно, но и качественно. Принципиально иной стала социальная ориентация науки, расширилась проблематика. С первых дней существования РСФСР наука была поставлена на службу социалистическому строительству.

  Задачи исследовательской работы были четко определены в трудахВ. И. Ленина «Очередные задачи Советской власти», «Набросок плана научно-технических работ» и др. В резолюции 8-го съезда РКП (б) записано: «РКП... стремится к... созданию наиболее благоприятных условий научной работы в ее связи с поднятием производительных сил страны» («КПСС в резолюциях...», 8 изд., т. 2, 1970, а с. 53).

  Учёные РСФСР активно участвовали в создании плана ГОЭЛРО, в работе по освоению производительных ресурсов страны, в разработке и осуществлении государственных планов развития народного хозяйства, индустриализации страны и обеспечения промышленности минеральным сырьём, подъёме сельского хозяйства и проведении коллективизации; осуществлении культурной революции. Развернувшиеся широким фронтом фундаментальные и прикладные исследования способствовали превращению страны из отсталой в передовую, помогли создать базу для победы в Великой Отечественной войне 1941—45, подготовили основу для быстрого научно-технического прогресса в послевоенные десятилетия.

  Учёные РСФСР внесли существенный вклад в развитие многих отраслей науки и техники. При их участии было создано ядерное оружие, построены первая в мире атомная электростанция и первый гражданский атомоход, запущен первый искусственный спутник Земли, осуществлены первый полёт человека по околоземной орбите и первый выход в открытое космическое пространство, стыковка кораблей с экипажами в космосе, мягкая посадка автоматических межпланетных станций на Луне, Венере и Марсе; осваивались Арктика и Антарктика, изучался Мировой океан. О развитии отдельных отраслей науки и техники см. том СССР, раздел Наука.

  С первых лет Советской власти при непосредственном участии В. И. Ленина решались вопросы создания новых исследовательских учреждений, улучшения положения научных кадров и условий их работы. Впервые в истории России все научные учреждения были объединены в целостную централизованную систему. При Наркомпросе весной 1918 образован Научный отдел, на который была возложена задача консолидации научных сил и организации исследований в АН, высших учебных заведениях, научных обществах и т.п. Для научного обслуживания народного хозяйства в составе ВСНХ создан Научно-технический отдел (НТО, 1918, заведующий Н. П. Горбунов). При нём работала Научная комиссия из видных учёных. НТО было предоставлено право координировать прикладные научно-технические работы в стране.

  Сохранив жизнеспособные, исторически сложившиеся формы организации научной деятельности, опираясь на лучшие традиции отечественной науки, органы Советской власти приступили к созданию новых научных учреждений. Уже в первые годы после Октябрьской революции в системе Наркомпроса образованы институты: физико-химического анализа, платины, оптический (ГОИ), керамический, рентгенологический и радиологический и др. Одновременно в системе НТО ВСНХ основаны институты: аэрогидродинамический (ЦАГИ), прикладной химии (ГИПХ), химический им. Л. Я. Карпова, механической обработки полезных ископаемых (Механобр), автомоторный (НАМИ), экспериментальный электротехнический (ГЭЭИ) и др. Появились институты и при других ведомствах: при Наркомздраве — Государственный институт народного здравоохранения (ГИНЗ, в 1923 объединял 8 самостоятельных НИИ); при Народном комиссариате почт и телеграфовНижегородская радиолаборатория; при Наркомземе — Институт опытной агрономии и др. Ряд НИИ и научных лабораторий образован при университетах и других высших учебных заведениях. Новые НИИ, проводившие как фундаментальные, так и прикладные исследования, положили начало формированию системы отраслевых научных учреждений, создали научную базу народного хозяйства. Открылись новые университеты в Воронеже, Горьком, Иркутске (все в 1918), Свердловске (1920).

  Опыт государственной организации научных исследований, накопленный в РСФСР к началу 20-х гг., использовали и других союзные республики, а с образованием СССР он распространился во всесоюзном масштабе.

  После 1922 значительная часть научных учреждений РСФСР перешла в общесоюзное подчинение. Научно-исследовательские институты НТО ВСНХ в 30-х гг. превратились в институты отраслевых промышленных наркоматов СССР. В 1925 Российская АН была преобразована в Академию наук СССР. Она сыграла большую роль в развитии научных исследований в автономных республиках и других районах РСФСР, а также в других союзных республиках. Виднейшие русские учёные способствовали развитию науки на бывших окраинах России — В. Л. Комаров на Дальнем Востоке, А. Е. Ферсман на Кольском полуострове, К. И. Скрябин в Киргизии, Е. Н. Павловский в Таджикистане, Б. А. Келлер в Туркмении и др. С 30-х гг. началось создание филиалов и баз АН СССР. Возникли Кольский (1930), Дальневосточный и Уральский (оба — 1932) филиалы. В период Великой Отечественной войны 1941—45 организован Западно-Сибирский (1943), а после её окончания Казанский, Карельский (оба — 1945), Коми (1949), Дагестанский (1950), Башкирский (1951) филиалы. Учреждения АН СССР на местах стали ведущими научными организациями, координирующими исследования по многим проблемам; они передавали вновь созданным научным институтам лучшие традиции отечественной науки. В 1957 организовано Сибирское отделение Академии наук СССР, в него вошли Якутский (1947), Восточно-Сибирский (1949) и Бурятский (1966) филиалы АН СССР. Были основаны университеты в Саранске, Нальчике, Уфе, Махачкале и других столицах автономных республик.

Д. Д. Жилинский. «Гимнасты СССР». 1964. Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика, РСФСР.

Д. Д. Жилинский. «Гимнасты СССР». 1964.

  В 1969 ЦК КПСС и Совет Министров СССР приняли постановление «О развитии научных учреждений в отдельных экономических районах РСФСР». Были созданы Дальневосточный научный центр Академии наук СССР, Уральский научный центр Академии наук СССР, а также Северо-Кавказский научный центр высшей школы. На территории РСФСР работают отраслевые всесоюзные академии: ВЛСХНИЛ и её отделения — Сибирское (основано в 1969) и Нечернозёмной зоны (основано в 1975); АМН СССР и её Сибирский филиал (организован в 1971).

  В начале 70-х гг. в Москве, Ленинграде, Воронеже и других городах созданы научно-производственные объединения. Большую научную работу ведут вузы и НИИ при них (институты ядерной физики, механики, астрономический им. П. К. Штернберга при МГУ; Горьковский радиофизический институт; институт механики и прикладной математики Ростовского университета; Сибирский физико-технический НИИ Томского университета; проблемные лаборатории Ленинградского технологического института им. Ленсовета и др.). В системе министерства высшего и среднего специального образования РСФСР созданы региональные советы и головные советы по отраслям науки и техники, а также Главное управление научно-исследовательских работ для координации исследований в вузах.

 

  Лит.: История естествознания в России, т. 1—3, М., 1957—62; Развитие советской науки за 50 лет. Указатель юбилейной литературы, М., 1972; см. также лит. при статьях Академия наук СССР, Российская академия наук.

 

Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика, РСФСР.

Герб государственный. РСФСР. Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика, РСФСР.

Герб государственный. РСФСР.

I. Общиесведения РСФСР образована 25 октября (7 ноября) 1917. Граничит на С.-З. с Норвегией и Финляндией, на З. — с Польшей, на Ю.-В. — с Китаем, МНР и КНДР, а также с союзными республиками, входящими в состав СССР: на З. — с Эстонской ССР, Латвийской ССР, Литовской ССР и Белорусской ССР, на Ю.-З. — с Украинской ССР. на Ю. — с Грузинской ССР, Азербайджанской ССР и Казахской ССР. Наибольшая протяжённость морских границ приходится на Северный Ледовитый (моря: Баренцево, Белое, Карское, Лаптевых, Восточно-Сибирское, Чукотское) и Тихий (моря: Берингово, Охотское, Японское) океаны. Кроме того, РСФСР омывается морями Атлантического океана: Балтийским, Чёрным и Азовским, а также Каспийским морем.

Киржач. Ткацкий цех шёлкового комбината. Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика, РСФСР.

Киржач. Ткацкий цех шёлкового комбината.

  РСФСР — крупнейшая по площади, населению и экономической мощи союзная республика СССР. На её долю приходится 3/4 территории и свыше 1/2 населения, 2/з промышленной и около 1/2 с.-х. продукции страны. Площадь 17075,4 тыс. км2. Население 133 741 тыс. чел. (на 1 января 1975). Столица — г. Москва.

Эльбрус. Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика, РСФСР.

Эльбрус.

  РСФСР включает 16 автономных республик (Башкирская, Бурятская, Дагестанская, Кабардино-Балкарская, Калмыцкая, Карельская, Коми, Марийская, Мордовская, Северо-Осетинская, Татарская, Тувинская, Удмуртская, Чечено-Ингушская, Чувашская, Якутская), 5 автономных областей (Адыгейская, Горно-Алтайская, Еврейская, Карачаево-Черкесская, Хакасская), 6 краев, 49 областей, 10 национальных округов [Агинский Бурятский, Коми-Пермяцкий, Корякский, Ненецкий, Таймырский (Долгано-Ненецкий), Усть-Ордынский Бурятский, Ханты-Мансийский, Чукотский, Эвенкийский, Ямало-Ненецкий]. В экономическом отношении выделяются 10 экономических районов: Северо-Западный, Центральный, Волго-Вятский, Центрально-чернозёмный, Поволжский, Северо-Кавказский, Уральский, Западносибирский, Восточно-Сибирский и Дальневосточный (см. табл. 1).(См. карту).

  Табл. 1. —Территория, население и административно-территориальное деление экономических районов, областей, краев и автономных республик (на 1 января 1975)

 

Территория, тыс. км2

Население, тыс. чел.

Районы

Города

Посёлки городского типа

РСФСР

17075,4

133741

1775

986

1978

Северо-Западный район

1662,8

12749

138

115

235

  Архангельская обл.

587,4

1430

19

11

37

  в том числе Ненецкий нац. округ

176,7

40

1

1

  Вологодская обл.

145,7

1284

26

15

11

  Ленинградская обл.

85,9

5806

16

35

55

  Мурманская обл.

144,9

905

4

11

23

  Новгородская обл.

55,3

718

21

10

19

  Псковская обл.

55,3

857

24

14

11

  Карельская АССР

172,4

726

15

12

42

  Коми АССР

415,9

1023

13

7

37

Центральный район

485,1

28255

286

236

364

  Брянская обл.

34,9

1527

23

15

28

  Владимирская обл.

29,0

1545

16

20

35

  Ивановская обл.

23,9

1319

19

17

29

  Калининская обл.

84,1

1684

36

22

28

  Калужская обл.

29,9

987

23

17

14

  Костромская обл.

60,1

806

24

11

18

  Московская обл.

47,0

13708

39

71

82

  Орловская обл.

24,7

890

19

7

12

  Рязанская обл.

39,6

1369

24

11

29

  Смоленская обл.

49,8

1087

23

14

18

  Тульская обл.

25,7

1932

23

21

50

  Ярославская обл.

36,4

1401

17

10

21

Волго-Вятский район

263,3

8261

142

64

159

  Горьковская обл.

74,8

3652

47

25

66

  Кировская обл.

120,8

1661

39

19

55

  Марийская АССР

23,2

694

14

4

15

  Мордовская АССР

26,2

991

21

7

17

  Чувашская АССР

18,3

1263

21

9

6

Центрально чернозёмный район

167,7

7787

113

48

74

  Белгородская обл.

27,1

1258

18

9

15

  Воронежская обл.

52,4

2490

30

14

22

  Курская обл.

29,8

1411

25

9

21

  Липецкая обл.

24,1

1209

18

8

4

  Тамбовская обл.

34,3

1419

22

8

12

Поволжский район

680,0

18960

254

102

198

  Астраханская обл.

44,1

904

10

4

14

  Волгоградская обл.

114,1

2420

32

18

25

  Куйбышевская обл.

53,6

3005

25

10

19

  Пензенская обл.

43,2

1498

27

10

14

  Саратовская обл.

100,2

2505

37

17

30

  Ульяновская обл.

37,3

1229

20

6

29

  Башкирская АССР

143,6

3825

54

17

38

  Калмыцкая АССР

75,9

275

12

3

5

  Татарская АССР

68,0

3299

37

17

24

Северо-Кавказский район

355,1

15003

180

94

111

  Краснодарский край

83,6

4687

39

27

28

  в том числе Адыгейская АО

7,6

401

6

1

6

  Ставропольский край

80,6

2421

33

19

16

  в том числе Карачаево-Черкесская АО

14,1

358

7

3

9

  Ростовская обл.

100,8

3992

39

22

34

  Дагестанская АССР

50,3

1539

39

8

14

  Кабардино-Балкарская АССР

12,5

643

8

7

8

  Северо-Осетинская АССР

8,0

584

8

6

7

  Чечено-Ингушская АССР

19,3

1137

14

5

4

Уральский район

680,4

15306

173

121

223

  Курганская обл.

71,0

1062

23

9

6

  Оренбургская обл.

124,0

2071

34

10

25

  Пермская обл.

160,6

2979

37

25

56

  в том числе Коми-Пермяцкий нац. округ

32,9

184

6

1

3

  Свердловская обл.

194,8

4383

30

44

96

  Челябинская обл.

87,9

3368

24

27

25

  Удмуртская АССР

42,1

1443

25

6

15

Западно-Сибирский район

2427,2

12379

193

64

149

  Алтайский край

261,7

2643

64

10

31

  в том числе Горно-Алтайская АО

92,6

166

8

1

3

  Кемеровская обл.

95,5

2918

16

19

44

  Новосибирская обл.

178,2

2543

30

14

16

  Омская обл.

139,7

1871

31

6

15

  Томская обл.

316,9

824

16

3

12

  Тюменская обл.

1435,2

1580

36

12

31

  в том числе: Ханты-Мансийский нац. окр.

523,1

390

7

5

15

  Ямало-Ненецкий нац. окр.

750,3

118

7

2

2

Восточно-Сибирский район

4122,8

7827

142

61

182

  Красноярский край

2401,6

3065

55

20

61

  в том числе: Хакасская АО

61,9

462

8

4

18

  Таймырский (Долгано-Ненецкий) нац. окр.

862,1

42

3

1

1

  Эвенкийский нац. окр.

767,6

14

3

1

  Иркутская обл.

767,9

2452

28

21

53

  в том числе Усть-Ордынский Бурятский нац. окр.

22,3

138

4

4

  Читинская обл.

431,5

1207

28

10

43

  в том числе Агинский Бурятский нац. окр.

19,0

69

3

3

  Бурятская АССР

351,3

852

12

5

23

  Тувинская АССР

170,5

251

19

5

2

Дальневосточный район

6215,9

6435

141

59

278

  Приморский край

165,9

1902

24

9

48

  Хабаровский край

824,6

1483

21

9

44

  в том числе Еврейская АО

36,0

187

5

2

12

  Амурская обл.

363,7

869

20

8

30

  Камчатская обл.

472,3

346

11

1

15

  в том числе Корякский нац. округ

301,5

33

4

5

  Магаданская обл.

1199,1

426

16

4

51

  в том числе Чукотский нац. округ

737,7

122

8

2

18

  Сахалинская обл.

87,1

653

17

19

35

  Якутская АССР

3103,2

756

32

9

55

  Калининградская обл.*

15,1

779

13

22

5

  * Входит в Прибалтийский экономический район.

 

II. Государственный строй
III. Природа
IV. Население
V. Исторический очерк
VI. Народное хозяйство
VII. Медико-санитарное состояние и здравоохранение
VIII. Народное образование и культурно-просветительные учреждения
IX. Наука и научные учреждения
1. Естественные и технические науки
2. Общественные науки
3. Научные учреждения
X. Печать, радиовещание, телевидение
XI. Литература
XII. Архитектура и изобразительное искусство
XIII. Музыка
XIV. Танец. Балет
XV. Драматический театр
XVI. Кино
Так же Вы можете узнать о...


Гвелесиани Романоз Николаевич (1859, с. Шалаури, ныне Телавского района, — 30.
Добровский Йосеф Добровский (Dobrovsky) Йосеф (17.8.1753, Дьярмат, близ Дьёра, Венгрия, — 6.
Кайнотипные породы (от греч. kainos — новый и týpos — образ, вид), магматические горные породы, сохраняющие свежий внешний вид независимо от их возраста.
Крапивница (аллергич. р-ция организма) Крапивница, уртикария (от лат. urtica — крапива), аллергическая реакция организма, характеризующаяся внезапным и быстрым появлением на коже (иногда и слизистой гортани) волдырей, сопровождающихся сильным зудом.
Марганцовокислый калий, KMnO4, то же, что перманганат калия.
Нижникова Тамара Николаевна (р. 9.3.1925, Самара, ныне Куйбышев), белорусская советская певица (колоратурное сопрано), народная артистка СССР (1964).
Плантация (лат. plantatio — посадка растений, от planto — сажаю), 1) крупное земледельческое хозяйство в капиталистических странах (см.
Ромб

(греч.
Средняя аномалия, см. Аномалии.
Уж (река в Закарпатской обл.) Уж, Уп, река в Закарпатской области УССР, низовья в Чехословакии, в системе р.
Чедер, грязевой курорт в Тувинской АССР. Расположен в Тувинской котловине, на берегу оз.
Адрес (франц. adresse),
Бижагош, Бисагуш (португ. Bijagos), группа низменных островов в Атлантическом океане, близ западного побережья Африки.